18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Европейские гастроли Репина начались с родной ему Финляндии

№90
Материал из газеты

Ретроспективу главного русского художника сначала покажут в Хельсинки, а затем в Париже

Новая попытка внедрить в сознание как массового, так и профессионального зрителя на Западе, что Илья Репин — такая же часть мировой истории искусства, как и его современники Дега, Моне и Ренуар.

В России картины Репина давно разобраны по школьным учебникам. Он часть национального фольклора — вспомним хотя бы сюжет «Не ждали». Но это, что называется, местные радости — миру надо предъявить универсальные ценности. Сейчас, когда растет интерес к общественно-политическим взглядам любого художника и падает интерес к искусству модернизма, самое время для выставки автора картин «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и «17 октября 1905 года». Впрочем, в главном художественном музее Хельсинки Атенеум впервые задумались об этом проекте 25 лет назад, когда в моде были совсем другие тренды.

Первая остановка выставки в столице Финляндии естественна: почти 30 лет Репин прожил на территории этой страны. Сперва, в самом начале ХХ века,  вполне осознанно сбежав от петербургской суеты на ПМЖ в усадьбу Пенаты в местечке Куоккала на Карельском перешейке. А потом, так же сознательно, наотрез отказавшись перебраться в большевистскую Россию (определение «вернуться» в этом случае неуместно).

Под знамена репинского проекта собрано 130 произведений из музеев и частных коллекций. Главные держатели Репина — Русский музей и Третьяковская галерея — проявили завидную щедрость. Русский музей снял для выставки всю репинскую постоянную экспозицию (три зала) в Михайловском дворце. Только «Торжественное заседание Государственного совета», которое занимает отдельное персональное помещение, осталось на своем месте. Помимо «Бурлаков» и «17 октября», в Хельсинки из Петербурга уехали «Запорожцы», «Садко», «Какой простор!», «Портрет Александра Глазунова», «Портрет Веры Шевцовой», «Чернокожая женщина», «Лев Николаевич Толстой босой». Из фондов извлечено жанровое «Приготовление к экзамену» (1864), которое Репин называл своей первой картиной. Ему тогда было 20 лет, и он только начинал учиться в Академии художеств. 

Среди рисунков, кроме изображений дочери Надежды и второй жены, Наталии Нордман-Северовой, важных в контексте портретного творчества Репина, на выставке демонстрируется редкий городской пейзаж «Невский проспект».

Третьяковская галерея также предоставила хиты — самый известный «Автопортрет» (1887), картины «На солнце. Портрет Надежды Репиной», «Царевна Софья», «Портрет Модеста Мусоргского», «Портрет баронессы Варвары Икскуль фон Гильденбанд». Даже российской публике мало известен трогательный «Портрет отца» (ГРМ) с читающим книгу Ефимом Репиным (судя по ее толщине, он читает Библию). Или жутковатая сцена «Хирург Е.В.Павлов в операционном зале» (ГТГ), где врач орудует молотком и зубилом, а его ассистенты держат пациента за тощие ноги.

В собрании самого Атенеума находится замечательный корпус из 116 репинских произведений, в основном рисунков. Но есть важные для понимания репинской кармы портреты Наталии Нордман-Северовой, сердечного друга и коллеги Елизаветы Званцевой, просто друга и соратника Николая Мурашко, поздний портрет «Пишущий доктор». Часть из них была подарена самим Репиным Финскому художественному обществу. Вместе все эти работы создают профиль честного мастера, который потратил всю свою долгую жизнь на то, чтобы избегать многих искушений: пыльного академизма, плакатного передвижничества, новомодного экспрессионизма. Репин сумел передать вселенскую печаль в глазах гениального Мусоргского. И холодный взгляд баронессы, за которым пряталась душа либералки и благотворительницы. Босой писатель — это, конечно, ирония разночинца по отношению к владельцу Ясной Поляны. Пронзительный взгляд на портрете художника Аксели Галлен-Каллела показывает борца за независимость Финляндии, иллюстратора «Калевалы».
Обещают, что осенью выставка Репина переедет в парижский дворец Пти-пале.

Художественный музей Атенеум
Илья Репин
До 29 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+