18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Европейские гастроли Репина начались с родной ему Финляндии

№90
Материал из газеты

Ретроспективу главного русского художника сначала покажут в Хельсинки, а затем в Париже

Новая попытка внедрить в сознание как массового, так и профессионального зрителя на Западе, что Илья Репин — такая же часть мировой истории искусства, как и его современники Дега, Моне и Ренуар.

В России картины Репина давно разобраны по школьным учебникам. Он часть национального фольклора — вспомним хотя бы сюжет «Не ждали». Но это, что называется, местные радости — миру надо предъявить универсальные ценности. Сейчас, когда растет интерес к общественно-политическим взглядам любого художника и падает интерес к искусству модернизма, самое время для выставки автора картин «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и «17 октября 1905 года». Впрочем, в главном художественном музее Хельсинки Атенеум впервые задумались об этом проекте 25 лет назад, когда в моде были совсем другие тренды.

Первая остановка выставки в столице Финляндии естественна: почти 30 лет Репин прожил на территории этой страны. Сперва, в самом начале ХХ века,  вполне осознанно сбежав от петербургской суеты на ПМЖ в усадьбу Пенаты в местечке Куоккала на Карельском перешейке. А потом, так же сознательно, наотрез отказавшись перебраться в большевистскую Россию (определение «вернуться» в этом случае неуместно).

Под знамена репинского проекта собрано 130 произведений из музеев и частных коллекций. Главные держатели Репина — Русский музей и Третьяковская галерея — проявили завидную щедрость. Русский музей снял для выставки всю репинскую постоянную экспозицию (три зала) в Михайловском дворце. Только «Торжественное заседание Государственного совета», которое занимает отдельное персональное помещение, осталось на своем месте. Помимо «Бурлаков» и «17 октября», в Хельсинки из Петербурга уехали «Запорожцы», «Садко», «Какой простор!», «Портрет Александра Глазунова», «Портрет Веры Шевцовой», «Чернокожая женщина», «Лев Николаевич Толстой босой». Из фондов извлечено жанровое «Приготовление к экзамену» (1864), которое Репин называл своей первой картиной. Ему тогда было 20 лет, и он только начинал учиться в Академии художеств. 

Среди рисунков, кроме изображений дочери Надежды и второй жены, Наталии Нордман-Северовой, важных в контексте портретного творчества Репина, на выставке демонстрируется редкий городской пейзаж «Невский проспект».

Третьяковская галерея также предоставила хиты — самый известный «Автопортрет» (1887), картины «На солнце. Портрет Надежды Репиной», «Царевна Софья», «Портрет Модеста Мусоргского», «Портрет баронессы Варвары Икскуль фон Гильденбанд». Даже российской публике мало известен трогательный «Портрет отца» (ГРМ) с читающим книгу Ефимом Репиным (судя по ее толщине, он читает Библию). Или жутковатая сцена «Хирург Е.В.Павлов в операционном зале» (ГТГ), где врач орудует молотком и зубилом, а его ассистенты держат пациента за тощие ноги.

В собрании самого Атенеума находится замечательный корпус из 116 репинских произведений, в основном рисунков. Но есть важные для понимания репинской кармы портреты Наталии Нордман-Северовой, сердечного друга и коллеги Елизаветы Званцевой, просто друга и соратника Николая Мурашко, поздний портрет «Пишущий доктор». Часть из них была подарена самим Репиным Финскому художественному обществу. Вместе все эти работы создают профиль честного мастера, который потратил всю свою долгую жизнь на то, чтобы избегать многих искушений: пыльного академизма, плакатного передвижничества, новомодного экспрессионизма. Репин сумел передать вселенскую печаль в глазах гениального Мусоргского. И холодный взгляд баронессы, за которым пряталась душа либералки и благотворительницы. Босой писатель — это, конечно, ирония разночинца по отношению к владельцу Ясной Поляны. Пронзительный взгляд на портрете художника Аксели Галлен-Каллела показывает борца за независимость Финляндии, иллюстратора «Калевалы».
Обещают, что осенью выставка Репина переедет в парижский дворец Пти-пале.

Художественный музей Атенеум
Илья Репин
До 29 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+