18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ковер, вытканный золотом жертв нацистов, нашли в Лувре

№91
Материал из газеты

Правительство Германии могло бы попытаться вернуть его на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым

Настенный ковер с жутким провенансом хранится в запасниках Лувра в Париже. На огромном полотне площадью 30 кв. м выткан геральдический орел со свастикой на груди и крупные инициалы Адольфа Гитлера “AH”. Лозунг посередине — цитата из книги диктатора «Моя борьба»: «Кто хочет жить, тот должен бороться». И это еще не все: в ковер вплетено 3,5 кг золотой нити. Внизу значится год создания — 1942.

Где же в самый разгар Второй мировой вой­ны нацисты нашли 3,5 кг золота? В январе 1942 года на Ванзейской конференции было принято решение истребить все еврейское население Европы. Хотя вторая часть цитаты из книги Гитлера не выткана на ковре, она звучит так: «…а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь». Ни в одной из немногих официальных бумаг, относящихся к этому произведению ткацкого искусства, не уточняется происхождение золота. Скорее всего, это переплавленные драгоценности, принадлежавшие еврейским семьям, отправленным в концлагеря. Или золотые зубы тех, кого казнили в газовых камерах. Так что этот страшный ковер может быть создан из наследия тысяч убитых.

The Art Newspaper решила выяснить, как нацистская реликвия оказалась в Лувре, где пылилась в запасниках. СМИ после войны о ковре особо не сообщали. А вот в архивах США и Франции удалось найти кое-что интересное. Оказалось, что 22 апреля 1949 года ковер прибыл в пункт сбора армии США в Мюнхене, куда свозили перемещенные во время войны ценности. В отчете Эли Дубински, представителя Франции в пункте сбора, говорится, что 3,5 кг золота для гобелена были предоставлены нацистской партией. Сначала считалось, что он создан в Париже на старейшей фабрике Gobelins. Однако после экспертизы, проведенной в 1949 году официальным уполномоченным, француженкой Роз Валлан, выяснилось, что ковер был выткан на фабрике в Нимфенбурге, на окраине Мюнхена. Тем не менее начальник мюнхенского пункта сбора Стефан Мансинг распорядился отправить шпалеру во Францию. Это было неожиданное решение, поскольку Франции должны были возвращать только произведения искусства, вывезенные из страны. Уже со следующим конвоем, 9 июня 1949 года, ковер отправили в Париж. Вскоре после этого он был передан в Лувр.

Шпалера не принадлежит Лувру, она хранится в музее как объект программы «Восстановление национальных музеев», как и еще 2 тыс. произведений, обнаруженных в Германии в 1945 году. Считается, что это предметы из Франции, имена владельцев которых неизвестны, так что вернуть их невозможно. Коллекция «Восстановления национальных музеев» должна быть доступна публике, что, как сообщают правила программы, «исключает длительное хранение в запасниках». Однако, по понятным причинам, ковер никогда не выставлялся, и даже его цветные фотографии нигде не публиковались.

Теоретически власти Германии могли бы попытаться вернуть артефакт на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым. В Лувре запрос The Art Newspaper переадресовали в Министерство культуры, где признали, что ковер «действительно отправили во Францию, хотя создан он был в другой стране». При этом министерство изменило статус предмета. Прежде в архивах музея он значился как «вероятно, трофейное искусство» — через пять дней после запроса газеты стал «не трофейным». По словам пресс-секретаря, в музее просто исправили ошибку, поскольку «нет конкретной жертвы» конфискации или принудительной продажи. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+