18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ковер, вытканный золотом жертв нацистов, нашли в Лувре

№91
Материал из газеты

Правительство Германии могло бы попытаться вернуть его на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым

Настенный ковер с жутким провенансом хранится в запасниках Лувра в Париже. На огромном полотне площадью 30 кв. м выткан геральдический орел со свастикой на груди и крупные инициалы Адольфа Гитлера “AH”. Лозунг посередине — цитата из книги диктатора «Моя борьба»: «Кто хочет жить, тот должен бороться». И это еще не все: в ковер вплетено 3,5 кг золотой нити. Внизу значится год создания — 1942.

Где же в самый разгар Второй мировой вой­ны нацисты нашли 3,5 кг золота? В январе 1942 года на Ванзейской конференции было принято решение истребить все еврейское население Европы. Хотя вторая часть цитаты из книги Гитлера не выткана на ковре, она звучит так: «…а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь». Ни в одной из немногих официальных бумаг, относящихся к этому произведению ткацкого искусства, не уточняется происхождение золота. Скорее всего, это переплавленные драгоценности, принадлежавшие еврейским семьям, отправленным в концлагеря. Или золотые зубы тех, кого казнили в газовых камерах. Так что этот страшный ковер может быть создан из наследия тысяч убитых.

The Art Newspaper решила выяснить, как нацистская реликвия оказалась в Лувре, где пылилась в запасниках. СМИ после войны о ковре особо не сообщали. А вот в архивах США и Франции удалось найти кое-что интересное. Оказалось, что 22 апреля 1949 года ковер прибыл в пункт сбора армии США в Мюнхене, куда свозили перемещенные во время войны ценности. В отчете Эли Дубински, представителя Франции в пункте сбора, говорится, что 3,5 кг золота для гобелена были предоставлены нацистской партией. Сначала считалось, что он создан в Париже на старейшей фабрике Gobelins. Однако после экспертизы, проведенной в 1949 году официальным уполномоченным, француженкой Роз Валлан, выяснилось, что ковер был выткан на фабрике в Нимфенбурге, на окраине Мюнхена. Тем не менее начальник мюнхенского пункта сбора Стефан Мансинг распорядился отправить шпалеру во Францию. Это было неожиданное решение, поскольку Франции должны были возвращать только произведения искусства, вывезенные из страны. Уже со следующим конвоем, 9 июня 1949 года, ковер отправили в Париж. Вскоре после этого он был передан в Лувр.

Шпалера не принадлежит Лувру, она хранится в музее как объект программы «Восстановление национальных музеев», как и еще 2 тыс. произведений, обнаруженных в Германии в 1945 году. Считается, что это предметы из Франции, имена владельцев которых неизвестны, так что вернуть их невозможно. Коллекция «Восстановления национальных музеев» должна быть доступна публике, что, как сообщают правила программы, «исключает длительное хранение в запасниках». Однако, по понятным причинам, ковер никогда не выставлялся, и даже его цветные фотографии нигде не публиковались.

Теоретически власти Германии могли бы попытаться вернуть артефакт на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым. В Лувре запрос The Art Newspaper переадресовали в Министерство культуры, где признали, что ковер «действительно отправили во Францию, хотя создан он был в другой стране». При этом министерство изменило статус предмета. Прежде в архивах музея он значился как «вероятно, трофейное искусство» — через пять дней после запроса газеты стал «не трофейным». По словам пресс-секретаря, в музее просто исправили ошибку, поскольку «нет конкретной жертвы» конфискации или принудительной продажи. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+