Едва ли не самые ударные торги года для гигантов аукционного бизнеса Sotheby’s и Christie’s пройдут в мае в уже привычном формате — с аукционистом и сотрудниками в зале и трансляцией в прямом эфире. Покупатели смогут участвовать в торгах по телефону и через интернет. Впрочем, едва ли это помешает коллекционерам со всего мира в очередной раз поднять до баснословных цены на работы импрессионистов, модернистов и современных художников. Ни для кого не секрет, что и в доковидные времена миллионеры избегали публичности и рекорды редко устанавливали участники аукционов, сидевшие в зале. Многомиллионные покупки обычно совершались дистанционно или через третьих лиц.
Christie’s 11 мая провел вечерние торги под названием «Искусство ХХ века», на которые были выставлены работы, созданные с 1870-х по 1980-е годы. С мая этого года Christie’s будет проводить торги «Искусство ХХ века» и «Искусство XXI века» взамен таких категорий, как искусство импрессионизма и модернизма, послевоенное и современное искусство. Основная задача этого шага — создать ощущение преемственности между XX и XXI веками. По словам Ванессы Фуско, возглавляющей торги ХХ века, замена привычной категории импрессионизма и модернизма позволяет установить связи между такими модернистами, как Пабло Пикассо, и более современными художниками. Ключевым лотом аукциона 11 мая станет работа Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мария-Тереза») 1932 года, предварительная оценка которой составляет $55 млн. Впечатляют ее монументальные размеры — это полутораметровое полотно. Среди других топ-лотов — написанный Клодом Моне в 1899–1903 годах «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» (эстимейт около $35 млн) и «Девять разноцветных Мэрилин», созданные Энди Уорхолом в 1979–1986 годах (оценка около $7 млн).
На вечерние торги «Искусство ХХI века» 13 мая (включают искусство, созданное с 1980-х годов до настоящего времени), наряду со скульптурой Мартина Киппенбергера (эстимейт $10–15 млн) и работой Джордан Кастил 2013 года под названием «Джире» (портрет предварительно оценен в $350–550 тыс.), аукционный дом выставит девять редких NFT проекта CryptoPunks. Согласно Christie’s в Twitter, девять цифровых коллекционных предметов в виде невзаимозаменяемых токенов (NFT) CryptoPunks от студии разработки Larva Labs будут выставлены одним лотом. Проект представляет собой коллекцию восьмибитных изображений размером 24 на 24 пикселя. Всего насчитывается 10 тыс. персонажей, каждый из них обладает собственными особенностями и качествами. Напомним, что в марте Christie’s провел первый аукцион с лотом в виде NFT — цифровая работа художника Бипла была продана за рекордные $69,3 млн.
Sotheby’s тоже учитывает актуальную повестку. В апреле он впервые продал коллекцию цифровых произведений в NFT художника Pak на торговой площадке Nifty Gateway за более чем $17 млн, а в мае устраивает онлайн-торги, полностью посвященные художницам XVII–XXI веков (20–27 мая). Но вечерние торги в Нью-Йорке аукционный дом проводит по годами отработанной схеме — правда, все в один день. Вечер 12 мая будет для Sotheby’s чрезвычайно насыщенным: проведут подряд три аукциона. Сначала распродадут коллекцию Энн Марион, владелицы нефтяной компании Burnett Oil Company и многочисленных ранчо, а также заводчицы породистых скакунов. Собрание, которое оценивается примерно в $150 млн, включает шелкографию Энди Уорхола «Двойной Элвис» (эстимейт $20–30 млн) и работу Роя Лихтенштейна «Девушка на пляже II» (эстимейт $12–18 млн). Затем начнутся торги импрессионизма и модернизма. На них выставлены в числе прочего визитная карточка Клода Моне — «Пруд с кувшинками» (около $40 млн) и еще два полотна мэтра — «Сена в Лавакуре. Ледоход» и «Цветы в горшке» («Розы и туман») (эстимейт каждого $14–16 млн), а также хрестоматийный «Натюрморт: яблоки и груши» Поля Сезанна ($25–35 млн) и картина «Танцовщицы» Эдгара Дега ($10–15 млн), когда-то находившаяся в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне. Завершающим аккордом станет аукцион современного искусства, его возглавит работа Жан-Мишеля Баскиа с оценкой в $35–50 млн. Холст Versus Medici (авторское название можно перевести как «В противовес Медичи») 22-летний художник создал в 1982 году под впечатлением от пребывания в итальянском городе Модена. «Баскиа сознательно противопоставляет себя классическим западным идеалам красоты и намеревается освоить „правила“ истории искусства, чтобы затем нарушать их», — объясняет Грегуар Бийо, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке.