18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Череп, кувшинки и криптопанки: джентльменский набор современного коллекционера

$103,4 млн за Пикассо, $93,1 млн за Баскиа, $70,4 млн за Моне, $17 млн за криптопанков и $597 млн в один вечер — Christie’s и Sotheby’s на своих виртуальных торгах смогли добиться реальных успехов

Май — едва ли не самое ударное время для гигантов аукционного бизнеса Christie’s и Sotheby’s. Свои торги они проводят в уже привычном формате — с аукционистом и сотрудниками в зале и трансляцией в прямом эфире. Как показывают итоги прошедших в последние три дня торгов, это не мешает коллекционерам со всего мира поднимать до баснословных цены на работы импрессионистов, модернистов и современных художников. Ни для кого не секрет, что и в доковидные времена миллионеры избегали публичности и рекорды редко устанавливали участники аукционов, сидевшие в зале. Как правило, многомиллионные покупки совершались либо через специалистов аукционного дома, либо доверенными дилерами и консультантами.

Christie’s 11 и 13 мая провел вечерние торги под названием «Искусство XX–XXI веков», на которые были выставлены работы, созданные приблизительно с 1870-х по 1980-е годы. Теперь дом всегда будет проводить этот аукцион взамен традиционных категорий, таких как искусство импрессионизма и модернизма, послевоенное и современное искусство. Цель этого шага — создать ощущение преемственности между XX и XXI веками. По словам Ванессы Фуско, возглавляющей торги ХХ века, аукционный дом ввел новый формат, поскольку существовала «естественная потребность переопределить то, как проводятся аукционы, и привести их в соответствие с потребностями коллекционеров». Представитель Christie’s добавляет, что замена привычной категории импрессионизма и модернизма также позволяет установить связи между такими модернистами, как Пабло Пикассо, и более современными художниками.

Ключевым лотом аукциона 11 мая в итоге стала работа Жан-Мишеля Баскиа In This Case 1983 года с изображением скалящегося черепа, проданная за $93,1 млн (здесь и далее итоги приведены с учетом процентов аукционного дома), наряду со скульптурой Мартина Киппенбергера ($9,5 млн).

Втрое дороже эстимейта ушли работы Микалейн Томас, американской художницы, женские образы которой отсылают к поп-арту («Ракель, лежащая в фиолетовом комбинезоне», 2016, $1,8 млн), и Даны Шюц с ее мрачной экспрессией («Рыбак», 2021, $3 млн). Кроме того, был триумфально продан за $17 млн сет из девяти редких NFT проекта CryptoPunks от студии разработки Larva Labs. Проект представляет собой коллекцию восьмибитных изображений размером 24 на 24 пикселя. Всего насчитывается 10 тыс. персонажей, каждый из них обладает собственными особенностями и качествами. Напомним, что в марте Christie’s провел первый аукцион с лотом в виде NFT — цифровая работа художника Бипла была продана за рекордные $69,3 млн.

Вечером 13 мая состоялась вторая часть аукциона, где самым дорогим произведением стала полуметровая картина Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мария-Тереза») 1932 года. Новый владелец приобрел ее за $103,4 млн. За $48,45 млн ушло полотно Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» из большой лондонской серии, которую художник начал в 1899 году. «У меня есть вид на Рону с небом и рекой цвета абсента и лиловыми набережными…» — так писал о проданной за $37,4 млн картине «Мост Тренктай» ее автор Винсент ван Гог.

Два аукционных вечера принесли Christie’s $691,6 млн.

Sotheby’s тоже учитывает актуальную повестку. В апреле он впервые продал коллекцию цифровых произведений в NFT художника Pak на торговой площадке Nifty Gateway более чем за $17 млн, а в мае устраивает онлайн-торги, полностью посвященные художницам XVII–XXI веков (20–27 мая). Но вечерние торги в Нью-Йорке аукционный дом проводит по годами отработанной схеме — правда, все в один день.

Вечер 12 мая стал для Sotheby’s чрезвычайно насыщенным: дом провел сразу три аукциона, которые принесли в сумме $597 млн. Сначала распродали коллекцию Энн Марион, владелицы нефтяной компании Burnett Oil Co. и многочисленных ранчо, а также заводчицы породистых скакунов. Собрание принесло $157,2 млн, в том числе за шелкографию Энди Уорхола «Двойной Элвис» ($37,2 млн), работу Роя Лихтенштейна «Девушка на пляже II» ($14 млн) и абстрактный пейзаж Ричарда Дибенкорна из знаменитой серии Ocean Park № 40 ($27,3 млн).

Затем прошел аукцион современного искусства, его возглавила работа Жан-Мишеля Баскиа ($50,8 млн). Холст Versus Medici (авторское название можно перевести как «В противовес Медичи») 22-летний художник создал в 1982 году под впечатлением от пребывания в итальянском городе Модена. «Баскиа сознательно противопоставляет себя классическим западным идеалам красоты и намеревается освоить „правила“ истории искусства, чтобы затем нарушать их», — объясняет Грегуар Бийо, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке.

Завершающим аккордом стали торги импрессионизма и модернизма. На них в числе прочего были выставлены совершенно хрестоматийный «Натюрморт: яблоки и груши» Поля Сезанна (ушел за $20 млн), «Танцовщицы» Эдгара Дега ($11,7 млн), когда-то находившиеся в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне, и «Пруд с кувшинками» Клода Моне ($70,4 млн). Это полотно среднего размера (200 на 100 см) из прославленной поздней серии, созданной престарелым импрессионистом в Живерни, хорошо известно и в последний раз продавалось в 2004 году — за $16,8 млн. Специалисты аукционного дома называют произведения серии «мостом между импрессионизмом и абстрактным экспрессионизмом, практикуемым несколькими поколениями позже такими художниками, как Джексон Поллок и Марк Ротко».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+