18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анна Гвасалия-Овчаренко: «Давайте работать, давайте конкурировать, это обязательно приведет к результату!»

Анна Гвасалия-Овчаренко, директор арт-шоу DA!MOSCOW, которое пройдет в Фонде культуры «Екатерина» с 19 по 23 мая, рассказала о том, что организаторы и галереи — участницы ярмарки приготовили для посетителей

Первый вопрос все-таки про DA!MOSCOW два года назад: как вы как организаторы оцениваете результаты первого арт-шоу? Какие выводы были сделаны?

Так получилось, что мы с дебютом DA!MOSCOW в 2019 году в Гостином Дворе завели механизм конкуренции. «Как они посмели?», «Зачем Москве еще одна ярмарка?», «Это война!» — так встречала арт-тусовка нового игрока. А посмотрите на ситуацию сегодня: только в Гостином Дворе проходит ежегодно как минимум три ярмарки современного искусства. Отлично! Чем больше инициатив и организаторов, тем лучше. Нам нравится, когда конкуренты заимствуют наши идеи, мы еще напридумываем!

Первое арт-шоу DA!MOSCOW прошло на ура, галереи-участники, зрители и коллекционеры почувствовали профессиональный уровень организаторов и получили хорошие эмоции и впечатления. Продажи не разочаровали.

Конечно, мы наделали своих ошибок и в этом году будем их исправлять. Первым делом сменили площадку проведения и формат. В 2021 году DA!MOSCOW стало «бутиковым», переехало в Фонд культуры «Екатерина». Это место символично для истории российского арт-рынка, оно было открыто в 2007 году и с тех пор поддерживается усилиями известных коллекционеров Екатерины и Владимира Семенихиных. Они были одними из первых коллекционеров современного искусства в России, открыто показывали работы из своего собрания и рассказывали о принципах коллекционирования. За ними последовали многие. Так что надеемся, что легендарное место и аура его патронов помогут успеху арт-шоу.

В чем отличие DA!MOSCOW от других ярмарок? Почему вам важно позиционироваться как арт-шоу?

Нам нравится слово «арт-шоу» в названии, это позволяет дистанцироваться от укоренившихся в памяти ярмарок меда и «черкизонов». С другой стороны, мы много играем с разными проектами и разделами мероприятия.

В 2019-м представили проект «Золотой фонд», в нем собраны легендарные работы, настоящий готовый музей современного искусства: архив Андрея Монастырского, «Коммунальная кухня» Ильи Кабакова, лучшие работы Павла Пепперштейна, Семена Файбисовича, Владимира Янкилевского. Вошли в «Золотой фонд» и две работы с самой важной мировой выставки Documenta — инсталляция дуэта Комара и Меламида и мозаика «Художники — метростроевцам» Константина Звездочетова. Принцип отбора работ для «Золотого фонда» простой: то, без чего трудно представить историю современного российского искусства конца ХХ — начала ХХI века. Исходя из этого критерия, в этом году мы представляем на DA!MOSCOW программную живописную работу Тимура Новикова «СССР». Настоящий раритет! Эта коллекция продается целиком. Мы уверены в том, что в стране есть современные предприниматели, для которых открытие музея с постоянной коллекцией может стать делом жизни. Вписать свое имя в историю через искусство — красивый путь!

Сколько стоит такой «готовый музей»?

Сумма обсуждается с потенциальными партнерами. Так как цены на современное российское искусство пока не очень высокие, думаю, что, например, для участников российского списка Forbes это необременительная инвестиция.

А будет ли что-то на ярмарке для коллекционеров не из этого списка?

DA!MOSCOW демократична. Во-первых, галереи-участницы представят работы разного ценового диапазона, надеемся на высокий уровень и талантливые работы.

Есть максимально комфортный по уровню цен и уровню обслуживания DA!Store, он объединит три кураторских проекта Петра Белого, Олега Устинова и дуэта Цикаришвили и Энгельке. Постараемся создать дух супермаркета — с открытыми ценами, возможностью расплатиться на месте, с доставкой и упаковкой. Чем не арт-шоу? Искусство будет высокого уровня, очень хорошее, но думаю, за 25–30 тыс. руб. с торгом найдется произведение.

У нас есть и своя «Аллея звезд». В рамках нее будут представлены работы отечественных звезд современного искусства, возможно не имеющих постоянных галерей в России. Тем не менее без их шедевров не должен обходиться ни один смотр достижений в мире искусства. В этом году на «Аллее звезд» — работы дуэта Виноградова и Дубосарского, Валерия Кошлякова, Константина Звездочетова (его галерея не участвует в арт-шоу), Семена Файбисовича и Ивана Чуйкова. Работы при этом исторические, редкие, жемчужины вторичного рынка.

Несмотря на то что мы не называемся и не позиционируем себя как ярмарку, все равно важно понимать, что все, что здесь представлено, — все продается, абсолютно все. Не должно быть никаких сомнений и недоговорок — пришел, увидел и купил. Обойдемся и без представления частных коллекций, это не должно показываться в местах торговли искусством.

Как вы отбирали галереи для участия, какой был принцип?

Все галереи персонально приглашались нами к участию. Не все готовы рисковать. Площадка и формат новые. С другой стороны, и для нас важно единение галерей на площадке, поэтому и мы не всех приглашали. Интерес большой, на последнем этапе приходилось отказывать и друзьям. Мы довольны составом участников — получился хороший баланс между уважаемыми галеристами и молодыми именами.

Иногда получается реанимировать интерес, казалось бы, уже ушедшей в тень галереи к активной деятельности. В этом году мы пригласили Владимира Фролова, и в итоге он празднует 20-летие своей галереи с нами, участвуя в DA!MOSCOW.

Как директор ярмарки вы можете влиять на выставочную программу галерей-участниц?

Нет. Мы приглашаем галеристов и доверяем их профессионализму. Мы вообще рассчитываем на долгосрочное сотрудничество. Если мы подведем галеристов-участников или они нас, такое сотрудничество невозможно. У нас нет никаких ограничений по количеству художников на стенде, стараемся учитывать просьбы галеристов по их метражу и расположению. Если тебе стенд позволяет, представляй хоть 20 художников. У галереи «11.12», например, целый зал. Владелец галереи Саша Шаров всегда в первых рядах участников, у него максимальные возможности поэтому. Большой зал, много художников. Почему нет?

Среди тех 15 галерей, которые участвуют в этот раз, — все те же, что были в 2019-м, или появились новенькие?

Да, есть классные новички — Mirra Gallery, «Тираж 1/1» (Tirage Unique), Ilona-K и Владимир Фролов впервые с нами. Mirra и «Тираж 1/1» органично соединяют искусство и дизайн (как и галерея «Эритаж» Кристины Краснянской), зрителям это интересно. Ведь в конечном итоге искусство оказывается в пространствах жизни или работы. Там оно и встречается с предметами дизайна. Нам интересно этот симбиоз представить уже при покупке искусства.

И еще раз про продажи 2019 года: были ли какие-то крупные, воодушевляющие участников сделки?

Большинство галеристов были довольны. Значит, результат хороший. Мы и сами так оцениваем. Иначе не стали бы продолжать, тем более после непростого 2020 года. Он, конечно, внес серьезные коррективы как в жизнь людей, так и в происходящее на арт-рынке.

Несмотря на коронакризис, вы упоминали о том, что Vladey стал рекордсменом по объему продаж и количеству аукционов в 2020 году. Как так случилось?

Да, год был героический. Мы принимали решения на ходу, первыми в нашей индустрии отправили сотрудников на «удаленку», нам было важно сохранить здоровье и боевой дух уникального коллектива. Перешли на еженедельный график торгов, оперативно организовали дистанционное онлайн-участие в них и бесконтактную доставку покупок. И коллекционеры откликнулись. Появилось много новых покупателей, те, кто в карантинное время получил свободное время и возможность обратить внимание на искусство. Оказалась верной поговорка «Не хлебом единым жив человек». В итоге мы провели за год с начала пандемии и до окончания еженедельного ралли по субботам 39 аукционов, общая сумма продаж составила более €5 млн. Вау!

Такие истории останутся в памяти, как и рекордные продажи. Например, мировой рекорд аукционной продажи работы Валерия Кошлякова был установлен 28 ноября на Vladey — €162,5 тыс.

Тогда не могу не спросить вот о чем: этот не просто семейный бизнес, а империя, с точки зрения российского арт-рынка, и так включает одновременно и галерею Ovcharenko, и постоянно действующий аукцион Vladey (форматы, которые в мировой практике обычно воспринимаются как конкурирующие). Так вот, зачем вам понадобилось еще и ярмарку организовывать?

Аукцион, галерея, арт-шоу — как Владимир (Владимир Овчаренко, основатель Ovcharenko, Vladey и DA!MOSCOW. — Прим. ред.) и говорит в своих интервью, это просто разные инструменты для продажи. И я с ним согласна на 100%. Сегодня может лучше работать одно, завтра совсем другое. Мир не стоит на месте. Сейчас в Москве проходят уже несколько ярмарок современного искусства. Думаю, что без Владимира Овчаренко это было бы невозможно. Он стоял у истоков Cosmoscow, он же сделал DA!MOSCOW, по его стопам идут остальные. Я счастлива помогать ему, быть партнером. Мы делимся своими возможностями с другими галереями. Клиенты Vladey приглашаются на DA!MOSCOW, там участники смогут с ними познакомиться, предложить работы своих художников. Так мы привыкли работать. И не бояться конкуренции.

A не приводит ли такое разнообразие инструментов, сосредоточенных в одних руках, к конфликту интересов? Бывало ли в вашей практике так, что на Vladey, скажем, работы каких-то художников выставляются дешевле или дороже, чем в галереях, с которыми вы сотрудничаете? Не приходят ли галеристы с претензиями?

Всем не угодишь. Кто-то жалуется, но многие художники и галеристы благодарны. Используют наши возможности себе во благо. Результаты аукционов Vladey дают публичную оценку произведениям искусства, кому-то это не нравится. Некоторые считают, что удобнее в углу нашептать цену. Или «лоха развести» искусствоведческими мутными оценками. Хотя на словах такие критики могут выступать за «открытость рынка». Остается развести руками.

Мы получаем и много благодарностей. Особенно от художников. Есть и коллеги-галеристы с позитивной повесткой. Хвалят. Говорят, что если бы не Vladey, дела на нашем арт-рынке обстояли бы гораздо хуже.

Так что критика не критика, ребят, давайте все работать. Вместе, может быть, и не вместе, давайте конкурировать, это классно и приведет к какому-то результату. Идеального мира не существует.

То есть вам как бизнесу не мешает, что вы о трех головах: галерея, аукцион и еще ярмарка, — а, наоборот, помогает?

Мешает или помогает — я не так думаю об этом. Стимулирует определенно двигаться быстрее, дышать глубже. Если вы посмотрите, в 2020 году все перевернулось, в арт-мире было совсем нехорошо. Я не говорю про Россию, это немножко отдельная история, мы, наша экономика, наш рынок искусства сейчас существуем отдельно, к сожалению, и не можем себя сравнивать с ними никак, потому что мы полностью отделены, им совершенно неинтересно, что у нас здесь происходит.

Зато мы можем про них узнавать, читать, смотреть. Когда появилась новость, что галерея Perrotin будет делать свой аукцион, Владимиру начали зарубежные журналисты и коллеги присылать ссылки: а ты был первым, смотри. Ругали Vladey «Все по 100», говорили, что это такое, со €100 цена начинается, какой ужас, — а потом Christie's начал делать все по 100…

По крайней мере, я могу сказать, что к истории мировой мы можем быть причастны, что мы что-то сделали первыми, это важно понимать.

И последнее, оказавшись сегодня на монтаже DA!MOSCOW, увидела запакованные работы Эрвина Вурма. Это еще один спецпроект?

Зоркий глаз у вас. Да, это проект Moscow Calling представит работы мировой звезды, австрийского художника Эрвина Вурма. Искусство интернационально, пора налаживать мосты сотрудничества с остальным миром. И здесь лучше искусства строителя нет.

Работы Вурма тоже будет продаваться?

Да, конечно. Наш лозунг: «Искусство — покупать!»

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+