18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пол для Колизея: археологи противостоят чиновникам

Эксперты считают неразумным закрывать уникальные подземные пространства амфитеатра и напоминают, что в стране есть объекты, более остро нуждающиеся в реставрации

Обнародованный план оборудовать в Колизее раздвижной пол вызвал волну критики со стороны ведущих археологов и искусствоведов. Споры вокруг этого предложения ведутся уже восемь лет, и теперь они достигли своего апогея — а вместе с ними и общее недовольство тем, как Министерство культуры управляет объектами наследия.

Эксперты, в том числе Роселла Реа, ранее занимавшая пост директора Колизея, обеспокоены как высокой стоимостью проекта в €15 млн, так и тем, что новый пол скроет подземную часть Колизея.

Проект предполагает создание решетки из легких деревянных реек, которая покроет гипогей — сеть подземных комнат и коридоров, в которых гладиаторы готовились к смертельной схватке. Рейки будут вращаться, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, и перемещаться по направляющим, открывая расположенные под ними подземные конструкции.

Гипогей добавили при императоре Домициане. Изначально он был покрыт полом, который сгнил после того, как в VI веке Колизей забросили. Раскопки XIX века обнажили подземные помещения, а в 2000 году в одном из концов здания построили концертную сцену.

В 2014 году министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал в своем твиттере, что одобрил предложение археолога Даниэле Манакорды восстановить арену полностью. План Манакорды вызвал волну критики, в том числе со стороны известного археолога Сальваторе Сеттиса, а в последнее время противников проекта стало еще больше. В интервью, вышедшем в марте в итальянской газете Il Fatto Quotidiano, Реа заявила, что средства лучше было бы потратить на реставрационные работы, разработку новых маршрутов для посетителей и очистку внешних стен Колизея.

Серджио Ринальди Туфи, ранее возглавлявший отделение археологии в Урбинском университете, рассказал The Art Newspaper, что из 133 римских амфитеатров в Италии и 252 в других частях бывшей империи Колизей обладает самой обширной сетью подземных помещений. «Это подземное пространство не имеет аналогов во всем мире, так зачем же его закрывать?» — говорит он.

Томазо Монтанари, искусствовед и член научного комитета при Министерстве культуры, считает, что этот проект служит ярким примером желания Франческини превратить объекты наследия в дойных коров. «Италия вкладывает огромные суммы в туристические достопримечательности, но не может позволить себе отреставрировать разрушающиеся церкви и выцветающие фрески, — пожаловался он The Art Newspaper. — Колизей — это последнее, на что мне пришло бы в голову тратить деньги».

Министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал на пресс-конференции, что после того, как новый пол площадью 3 тыс. кв. м будет готов, посетители получат возможность пройтись по арене и оценить «величественность памятника». Инженерное бюро Milan Ingegneria, отвечающее за проект, обещает, что система, которая должна быть установлена к 2023 году, будет обратимой — то есть позднее ее можно будет демонтировать.

«Я понимаю, что полемика будет, — рассказал Франческини. — Колизей — национальный памятник, и правильно, что мы обсуждаем его».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+