Обнародованный план оборудовать в Колизее раздвижной пол вызвал волну критики со стороны ведущих археологов и искусствоведов. Споры вокруг этого предложения ведутся уже восемь лет, и теперь они достигли своего апогея — а вместе с ними и общее недовольство тем, как Министерство культуры управляет объектами наследия.
Эксперты, в том числе Роселла Реа, ранее занимавшая пост директора Колизея, обеспокоены как высокой стоимостью проекта в €15 млн, так и тем, что новый пол скроет подземную часть Колизея.
Проект предполагает создание решетки из легких деревянных реек, которая покроет гипогей — сеть подземных комнат и коридоров, в которых гладиаторы готовились к смертельной схватке. Рейки будут вращаться, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, и перемещаться по направляющим, открывая расположенные под ними подземные конструкции.
Гипогей добавили при императоре Домициане. Изначально он был покрыт полом, который сгнил после того, как в VI веке Колизей забросили. Раскопки XIX века обнажили подземные помещения, а в 2000 году в одном из концов здания построили концертную сцену.
В 2014 году министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал в своем твиттере, что одобрил предложение археолога Даниэле Манакорды восстановить арену полностью. План Манакорды вызвал волну критики, в том числе со стороны известного археолога Сальваторе Сеттиса, а в последнее время противников проекта стало еще больше. В интервью, вышедшем в марте в итальянской газете Il Fatto Quotidiano, Реа заявила, что средства лучше было бы потратить на реставрационные работы, разработку новых маршрутов для посетителей и очистку внешних стен Колизея.
Серджио Ринальди Туфи, ранее возглавлявший отделение археологии в Урбинском университете, рассказал The Art Newspaper, что из 133 римских амфитеатров в Италии и 252 в других частях бывшей империи Колизей обладает самой обширной сетью подземных помещений. «Это подземное пространство не имеет аналогов во всем мире, так зачем же его закрывать?» — говорит он.
Томазо Монтанари, искусствовед и член научного комитета при Министерстве культуры, считает, что этот проект служит ярким примером желания Франческини превратить объекты наследия в дойных коров. «Италия вкладывает огромные суммы в туристические достопримечательности, но не может позволить себе отреставрировать разрушающиеся церкви и выцветающие фрески, — пожаловался он The Art Newspaper. — Колизей — это последнее, на что мне пришло бы в голову тратить деньги».
Министр культуры Италии Дарио Франческини рассказал на пресс-конференции, что после того, как новый пол площадью 3 тыс. кв. м будет готов, посетители получат возможность пройтись по арене и оценить «величественность памятника». Инженерное бюро Milan Ingegneria, отвечающее за проект, обещает, что система, которая должна быть установлена к 2023 году, будет обратимой — то есть позднее ее можно будет демонтировать.
«Я понимаю, что полемика будет, — рассказал Франческини. — Колизей — национальный памятник, и правильно, что мы обсуждаем его».