18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Монплезир»: все эпохи в одном корпусе

№91
Материал из газеты

В Петергофе после реставрации открылся Екатерининский корпус «Монплезира». Относительно небольшой одноэтажный дворец предназначался когда-то для балов и официальных приемов

Почти два года продолжалась реставрация одного из самых интересных дворцовых сооружений комплекса «Монплезир» в Петергофе, на берегу Финского залива — Екатерининского корпуса. Это его первая основательная реставрация с послевоенного времени. Сейчас все работы практически завершены, в интерьерах расставляют мебель и предметы оформления.

Комплексную реставрацию Екатерининский корпус, построенный в середине XVIII века, пережил вообще впервые за всю свою долгую историю. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов и пожара, хотя музейная экспозиция сохранилась (ее удалось эвакуировать). Но после войны на восстановление небольшой прибрежной постройки, видимо, не находилось сил и средств. Только в 1970-е годы Екатерининский корпус привели в состояние, позволившее возобновить здесь музейное экспонирование.

Как рассказала нашему изданию Ирина Суворова, заведующая сектором «Монплезирский комплекс» Государственного музея-заповедника «Петергоф», до начала реставрации перед ними стояла непростая задача — решить, на какой период времени и стиль ориентироваться в ходе работ. Ведь корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли в эпоху барокко, переделан Джакомо Кваренги по законам классицизма, а затем по воле Александра I сюда привносились элементы модного стиля ампир. «Мы решили ориентироваться на 1928 год. Тогда была сформирована первая музейная экспозиция, от того времени сохранилось большое количество фотоматериалов. И мы постарались сохранить признаки всех эпох и стилей», — объяснила Ирина Суворова.

Другая очень серьезная и общая для всех прибрежных исторических построек Петергофа проблема — гидроизоляция. Екатерининский корпус, как и остальные большие и малые дворцы Петергофа, возведен прямо на берегу без фундамента, и все эти сооружения страдают от повышенной влажности. В результате комплексной реставрации была проведена полная гидроизоляция и укреплены основания здания.

Восстановили западную гостевую галерею дворцового корпуса, воссоздали два входных крыльца. В ходе реставрации восточного крыльца специалисты обнаружили фрагменты фасадов с исторической окраской стен, что позволило восстановить растреллиевский колорит — теплый желтый цвет. Кроме того, с фасадов корпуса демонтировали восемь оригинальных капителей эпохи Растрелли — теперь они хранятся в фондах, а на фасаде установлены их аналоги, выполненные из дуба, как это было в середине XVIII века. Под одной из капителей нашли надпись «1754 год» — таким образом была установлена точная дата окончания строительства. На крышу корпуса вернулись все шесть дымовых труб, утраченные в годы войны.

Серьезная работа проведена и в интерьерах. Очищена потолочная и настенная лепка, отреставрированы паркетные полы, монументальная живопись и роспись потолков. На камине в Зеленой гостиной воссоздан по историческим фотографиям и гипсовой копии мраморный барельеф по рисунку Джакомо Кваренги «Сбор винограда детьми». Именно таким этот барельеф был при Екатерине II. Аутентичными станут и драпировки на окнах дворцового корпуса: ткань для них изготовили по сохранившимся эскизам, а основу для некоторых деталей отделки напечатали на 3D-принтере с оригинала, купленного на аукционе.

На одной из стен реставраторы обнаружили фрагмент живописи XVIII века. Он был открыт еще в 1945 году при первых ремонтно-реставрационных работах, но тогда у мастеров не хватило ни средств, ни времени на реставрацию и они бережно закрыли его алебастром до лучших времен. Теперь эти времена настали.

Сейчас на стены Екатерининского корпуса возвращаются портреты бывших владельцев дворца, в залы и кабинеты — мебель. Вскоре на столах снова появятся предметы из знаменитого Гурьевского фарфорового сервиза, а также хрустальные бокалы и графины Министерского сервиза, выполненного по заказу Павла I в Ирландии. Все предметы внутреннего убранства Екатерининского корпуса в течение двух лет экспонировались на выставке в московском музее-заповеднике «Царицыно». 


Екатерининский корпус в Петергофе

Дворцовый корпус в Петергофе, получивший впоследствии, уже в конце XIX века, название Екатерининский, был построен на берегу Финского залива по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1747–1759 годах. Предназначался он для официальных обедов, приемов и балов. Автором проекта стал Бартоломео Франческо Растрелли. 

Отсюда 28 июня 1762 года супруга императора Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей. При Екатерине II здание было переделано архитектором Джакомо Кваренги. Позже, в царствование Александра I, над интерьерами дворца работали архитекторы Василий Стасов, Карл Росси, Николай Воронихин. В XIX веке в Желтом зале Екатерининского корпуса устраивали приемы для выпускниц Смольного института.

С 1928 года здесь работала музейная экспозиция, посвященная дворцовому быту. В годы Великой Отечественной войны корпус серьезно пострадал, его послевоенная  реставрация завершилась только в 1970-е. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+