Илья Кабаков, группа AES+F, Дмитрий Гутов, Дубосарский & Виноградов, Александр Бродский, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Александр Шишкин-Хокусай, Ольга Чернышева, Ирина Корина — попав в выставочный зал «Синары» в Екатеринбурге, изумляешься концентрации известных имен. Гуляя по обновленной экспозиции «Синары», замечаешь особенности: по стенам висят не только хрестоматийно известные авторы, но фигуры, важные в первую очередь для локального екатеринбургского контекста, — Сергей Мальцев, Валерий Дьяченко, Игорь Усачев, Екатерина Поединщикова и другие. Внутренняя интрига художественного проекта «Синары» как раз и заключается в соединении двух ветвей — местного и международно конвертируемого русского contemporary art.
Но вначале надо рассказать о людях, открывших в городе такой удивительный центр, и о стенах, в которых экспозиция развернута. Многопрофильный холдинг «Синара» известен транспортными машинами — мы ездим на их городских трамваях, вагонах метро и «Ласточках». В Европе «Синара» давно и прочно обосновалась в Швейцарии. Владелец активов миллиардер Дмитрий Пумпянский, его сын и невестка занимаются филантропической деятельностью. В целях поддержки екатеринбургского арт-сообщества они с 2004 года собирают коллекцию местного современного искусства, и в ней уже больше 1500 единиц хранения. Примерно год назад они приняли решение кардинально усилить коллекцию и для пополнения ее звездами мировой величины обратились за консультацией к Марату Гельману. С его помощью «Синара» приобрела 150 произведений всемирно известных русских художников, в том числе четыре работы Ильи Кабакова.
Возможно, на этот шаг их подвигло то, что для своей коллекции они строили новый дом и для его торжественного открытия нужен был «вау-эффект». Этот новый дом — не творение Захи Хадид или Фрэнка Гери, чего, в принципе, можно было бы ожидать от заказчика-миллиардера, да еще в городе, который называют русским Чикаго. Нет, это самый что ни на есть аутентичный ампирный особняк (целая усадьба!) начала XIX века, с желтыми стенами и весомыми дорическими колоннами на фасадах. Такая историческая аутентичность для Екатеринбурга — случай исключительный. Здесь и конструктивистские-то здания 1920–1930-х годов кажутся седой стариной, вкрапления модерна начала XX века — запредельной редкостью, как законсервированный в вечной мерзлоте мамонтенок, что уж говорить о постройках начала XIX века. Вместе с тем город был основан в 1723 году, в 1824-м его посетил Александр I — первый русский царь, добравшийся до Урала. Ходил он и по ступеням того дома, где сегодня располагается «Синара». Это был госпиталь, который владелец Верх-Исетского металлургического завода Алексей Яковлев (1768–1849) построил для своих рабочих. «Все здесь отлично устроено, — сказал царь, — и мне остается сожалеть, что не могу содержать так больных моих солдат».
Не меняя профиля, больница просуществовала более 180 лет. Но даже у зданий с кирпичными стенами в метр толщиной есть свой запас прочности: в 2011-м учреждение закрыли, к 2016 году комплекс лежал в руинах. И вот за пять лет реконструкции его вернула к жизни «Синара». Количество цветных мраморов и зеркал внутри выдают всю степень любви, которую владельцы питают к этому проекту. В двух корпусах строители не поленились восстановить купольные крыши, хотя, наверное, их можно было заменить двускатными. Сегодня комплекс, как и весь холдинг, многопрофильный: в одном доме работает ресторан, в другом, как раз под куполом, образовалось пространство для публичных мероприятий, от новогодних корпоративов до научных конференций. Здесь есть зал для концертов и место для занятий искусством с детьми. Отдельную выставку посвятили истории дома и истории больницы, отдали должное и автору-архитектору Михаилу Малахову (1781–1842), и хирургу Александру Миславскому (1828–1914), который 50 лет (1859–1909) был главным врачом Верх-Исетского госпиталя. Чтобы все это выяснить, очевидно, было проведено впечатляющее исследование. Но жемчужиной центра «Синара» должна была стать коллекция арт-галереи, по сути, музей русского contemporary art.
12 мая 2021 года его торжественно открыли — с красной дорожкой, нарядными, словно пришли в оперу, гостями, джазом и мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым, выступившим с приветственным словом. Затем гостей водили по выставке «Все это — вы» экскурсоводы-волонтеры, давая подробнейшие комментарии по поводу каждого произведения, что, в общем-то, нелишне для понимания современного искусства.
В чем же но? В соотношении тех самых местных и столичных художников. Сегодня экспозиция развернута в двух больших залах. Так вот, в первом преобладают мастера русско-международные, во втором — местные. Пропорция везде примерно 70:30. И удивительным образом это меняет смысл: в первом случае екатеринбургские художники, если их меньшинство, мимикрируют до уровня всепланетного, а во втором яркие московские (условно говоря) имена меняют формат и воспринимаются региональными эксцентриками. «Условно говоря», потому что Александр Шабуров из «Синих носов» — самый что ни на есть екатеринбургский, даже свердловский, родился здесь в 1965-м. Просто в прошлом веке в СССР и потом в России искусство было так устроено, что все самые активные, по-настоящему авангардные силы переезжали в Москву и Санкт-Петербург и примыкали к своим.
«Золотая фига», или «Из зерна иронии вырастут бегонии» (1987), «уральского сказочного реалиста» Леонида Баранова — действительно изображение большой фиги на холсте, или «Без пяти минут два» (1985) — работа Сергея Мальцева, воспоминания о временах борьбы с пьянством, когда алкоголь в СССР продавали с 14 часов, или вариант гиперреализма «Трамвай „Желание“» (2007) Любови Александровой — он и она в трамвае смотрят на дождь, — эти и другие в их ряду вещи мало дружат, например, с «Серией кровавых фонтанов для страны вампиров» Шишкина-Хокусая, прекрасно, кстати, смотревшихся на Art Miami в 2018-м.
Если повесить живописную работу Ильи Кабакова на выставке художников профиля «левого МОСХа», все решат, что это так себе картина, никто даже не догадается, что это симулякр живописи и что при этом его цена равна всем другим произведениям вместе взятым. Но дело даже не в цене.
Для традиционных живописцев фокус интереса заключается в таких категориях, как колорит, композиция, экспрессия мазков, выразительный силуэт или, наоборот, размытое цветное марево. «Левые» традиционные художники прибавляют к этим категориям момент критического реализма. Современные же artists искусство воспринимают как часть медиа, без оглядки на композицию и колорит, как информационный поток, который надо анализировать и препарировать — и, может быть, тогда мы поймем что-то тайное о социуме и человеке. Участники этих двух послевоенных больших групп плохо рифмуются друг с другом. В экспозиции ГТГ они, например, идут двумя непересекающимися анфиладами. Их попробовали скрестить на выставке «Ненавсегда», и это вызвало, мягко говоря, недоумение публики, а вообще-то большой хайп.
Насколько такой микс, который практикует «Синара» сегодня, будет успешен, покажет время. Компания собирается провести большое открытие в Москве, в пространстве Cube. Что они привезут, в каких пропорциях — пока секрет. В любом случае появление такой роскошной коллекции (150 работ ведущих мастеров), самой большой в Уральском регионе, остается только приветствовать.