18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Время спокойствия после бунта

№91
Материал из газеты

В поздних работах американского художника Клиффорда Стилла на смену трагедийности пришел лиризм

Если описывать абстрактный экспрессионизм как претенциозное искусство, то перед глазами немедленно встает выразительный пример Клиффорда Стилла (1904–1980), чьи самые известные картины перенасыщены возвышенным в готическом духе, а его высказывания часто бывали высокомерны. В 1951 году он заявлял: «Когда я выставляю картину, я заставляю ее говорить: „Я здесь, вот мои чувства, мое присутствие, я сам. Я стою здесь, непримиримый, гордый, живой“». Тех же, кому не нравилось увиденное, он считал «маленькими людишками», слишком слабыми для того, чтобы осознать величие произведения.

Устроившись на одной из высот американского индивидуализма, Стилл был не просто нетерпим к арт-дилерам, кураторам и критикам — он их презирал за методы, которые считал недостаточно уважительными к себе. И поэтому в 1961 году, после 11 лет, проведенных в Нью-Йорке, Стилл с женой Патрицией отправился на автомобиле искать себе убежище. Они обосновались в сельском уголке штата Мэриленд, где художник жил и работал до конца своих дней. Именно с этого периода отшельничества начинает рассказ Дэвид Анфам в книге «Клиффорд Стилл: поздние работы».

Историй о том, как творцы меняют свой стиль к концу жизни, известно немало. В частности, Анфам отмечает восхищение Стилла светящимся мраком, который появился в картинах Рембрандта незадолго до его смерти. Однако у самого Стилла, как показывает Анфам, с годами произошло нечто обратное. В Мэриленде мазок художника приобрел новую мягкость, а ярко-оранжевые, красные и желтые оттенки часто, хотя и не всегда, стали замещать прежние тона — более темные и тяжелые. По словам биографа, к концу жизни Стилл «играл роль поэта-лирика».

Автор каталога-резоне Марка Ротко и ведущий специалист в области абстрактного экспрессионизма, Дэвид Анфам занимает должности главного куратора-консультанта Музея Клиффорда Стилла в Денвере в штате Колорадо и директора местного исследовательского центра. До 2011 года, когда возник музей, лишь небольшая часть работ Стилла демонстрировалась на публике, главным образом в постоянных экспозициях Художественной галереи Олбрайта — Нокса в Буффало в штате Нью-Йорк и Музея современного искусства Сан-Франциско. Сейчас 95% наследия Стилла — более 1,1 тыс. картин и свыше 2 тыс. работ на бумаге — хранится именно в Денвере, где под руководством Анфама идет процесс его каталогизации и при необходимости реставрации. Среди самых удивительных открытий исследователя — большое число поздних пастелей, многие из которых выполнены на тонированном картоне. В монографию также включены обзор творчества Клиффорда Стилла, сделанный директором музея Дином Собелом, и краткие мемуары художников Доротеи Рокберн и Алекса Каца, которым сейчас 88 и 93 года соответственно. Благодаря содержанию и высокому качеству иллюстраций этот труд впечатляет. Новаторский очерк Анфама делает его фундаментальным.  

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+