18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Время спокойствия после бунта

№91
Материал из газеты

В поздних работах американского художника Клиффорда Стилла на смену трагедийности пришел лиризм

Если описывать абстрактный экспрессионизм как претенциозное искусство, то перед глазами немедленно встает выразительный пример Клиффорда Стилла (1904–1980), чьи самые известные картины перенасыщены возвышенным в готическом духе, а его высказывания часто бывали высокомерны. В 1951 году он заявлял: «Когда я выставляю картину, я заставляю ее говорить: „Я здесь, вот мои чувства, мое присутствие, я сам. Я стою здесь, непримиримый, гордый, живой“». Тех же, кому не нравилось увиденное, он считал «маленькими людишками», слишком слабыми для того, чтобы осознать величие произведения.

Устроившись на одной из высот американского индивидуализма, Стилл был не просто нетерпим к арт-дилерам, кураторам и критикам — он их презирал за методы, которые считал недостаточно уважительными к себе. И поэтому в 1961 году, после 11 лет, проведенных в Нью-Йорке, Стилл с женой Патрицией отправился на автомобиле искать себе убежище. Они обосновались в сельском уголке штата Мэриленд, где художник жил и работал до конца своих дней. Именно с этого периода отшельничества начинает рассказ Дэвид Анфам в книге «Клиффорд Стилл: поздние работы».

Историй о том, как творцы меняют свой стиль к концу жизни, известно немало. В частности, Анфам отмечает восхищение Стилла светящимся мраком, который появился в картинах Рембрандта незадолго до его смерти. Однако у самого Стилла, как показывает Анфам, с годами произошло нечто обратное. В Мэриленде мазок художника приобрел новую мягкость, а ярко-оранжевые, красные и желтые оттенки часто, хотя и не всегда, стали замещать прежние тона — более темные и тяжелые. По словам биографа, к концу жизни Стилл «играл роль поэта-лирика».

Автор каталога-резоне Марка Ротко и ведущий специалист в области абстрактного экспрессионизма, Дэвид Анфам занимает должности главного куратора-консультанта Музея Клиффорда Стилла в Денвере в штате Колорадо и директора местного исследовательского центра. До 2011 года, когда возник музей, лишь небольшая часть работ Стилла демонстрировалась на публике, главным образом в постоянных экспозициях Художественной галереи Олбрайта — Нокса в Буффало в штате Нью-Йорк и Музея современного искусства Сан-Франциско. Сейчас 95% наследия Стилла — более 1,1 тыс. картин и свыше 2 тыс. работ на бумаге — хранится именно в Денвере, где под руководством Анфама идет процесс его каталогизации и при необходимости реставрации. Среди самых удивительных открытий исследователя — большое число поздних пастелей, многие из которых выполнены на тонированном картоне. В монографию также включены обзор творчества Клиффорда Стилла, сделанный директором музея Дином Собелом, и краткие мемуары художников Доротеи Рокберн и Алекса Каца, которым сейчас 88 и 93 года соответственно. Благодаря содержанию и высокому качеству иллюстраций этот труд впечатляет. Новаторский очерк Анфама делает его фундаментальным.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+