18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Таир Салахов

Патриарх российского искусства скончался в Германии в возрасте 92 лет. В историю советского искусства он вошел не только как живописец, но и как многолетний руководитель всесоюзного профсоюза художников, преподаватель и основатель художественной династии

Молодой художник родом из Баку стал знаменит в эпоху оттепели, на рубеже 1950–1960-х годов. Его мощные картины, посвященные нефтяникам Каспия, отвечали запросу на обновление языка соцреализма и тогдашней новой этике, требовавшей от искусства честности и искренности. Таир Салахов оказался одной из ключевых фигур направления, которое получило название «суровый стиль» и уже к 1970-м годам стало магистральным в советском искусстве.

В 1962 году работы художника были отправлены на Венецианскую биеннале представлять СССР и противопоставлять ценности реализма кунштюкам международного модернизма. Спустя четверть века Таир Салахов уже как первый секретарь Союза художников СССР (эту должность он занимал с 1973 по 1992 год) приложил немало сил, чтобы показать искусство своих прежних идеологических оппонентов соотечественникам. Так, во второй половине 1980-х в Центральном доме художника в Москве прошла целая череда выставок западных звезд — от Фрэнсиса Бэкона до Роберта Раушенберга. Среди портретов творческой интеллигенции, созданных Таиром Салаховым, есть и портрет американского поп-артиста — с ним Салахова связывали дружеские отношения, и не случайно Раушенберг согласился в 1990 году выставляться в Венеции в павильоне СССР вместе с дочерью Таира Теймуровича, юной авангардисткой Айдан Салаховой, и ее сверстниками-коллегами. Проект «Мы — Раушенбергу, Раушенберг — нам» стал одним из ярких манифестов новой, перестроечной культурной политики.

Сыну репрессированного и расстрелянного в 1937 году азербайджанского партработника удалось сделать блестящую карьеру, которой Таир Салахов был, очевидно, обязан не столько пресловутой «дружбе народов», позволявшей выходцам из республик занимать видные посты, но прежде всего своим личным качествам. Его проницательность и дипломатичность позволяли ему и избежать скандала в Манеже в 1962-м (накануне визита Хрущева он убрал с выставки свою шестиметровую картину «Тебе, человечество!»), и отстаивать интересы художественного цеха перед высшим партийным руководством. В интервью «Коммерсанту» в год своего 80-летия он вспоминал один из таких эпизодов, когда после Бульдозерной выставки его вызвали на ковер к Михаилу Суслову и он объяснял секретарю ЦК КПСС проблемы молодых выпускников творческих вузов.

Таир Салахов был награжден званием Героя Социалистического Труда, был лауреатом Государственной премии и обладателем множества почетных званий. Последние годы он исполнял должность вице-президента Российской академии художеств. На родине, в Азербайджане, он давно признан национальным героем — мастерская художника в старом городе в Баку была превращена в музей еще при жизни хозяина. Но не менее важен и его неофициальный статус: в лице своей дочери, известной галеристки и художницы Айдан Салаховой, которую он всегда поддерживал, он в каком-то смысле стал и отцом новейшего русского искусства.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+