18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Таир Салахов

Патриарх российского искусства скончался в Германии в возрасте 92 лет. В историю советского искусства он вошел не только как живописец, но и как многолетний руководитель всесоюзного профсоюза художников, преподаватель и основатель художественной династии

Молодой художник родом из Баку стал знаменит в эпоху оттепели, на рубеже 1950–1960-х годов. Его мощные картины, посвященные нефтяникам Каспия, отвечали запросу на обновление языка соцреализма и тогдашней новой этике, требовавшей от искусства честности и искренности. Таир Салахов оказался одной из ключевых фигур направления, которое получило название «суровый стиль» и уже к 1970-м годам стало магистральным в советском искусстве.

В 1962 году работы художника были отправлены на Венецианскую биеннале представлять СССР и противопоставлять ценности реализма кунштюкам международного модернизма. Спустя четверть века Таир Салахов уже как первый секретарь Союза художников СССР (эту должность он занимал с 1973 по 1992 год) приложил немало сил, чтобы показать искусство своих прежних идеологических оппонентов соотечественникам. Так, во второй половине 1980-х в Центральном доме художника в Москве прошла целая череда выставок западных звезд — от Фрэнсиса Бэкона до Роберта Раушенберга. Среди портретов творческой интеллигенции, созданных Таиром Салаховым, есть и портрет американского поп-артиста — с ним Салахова связывали дружеские отношения, и не случайно Раушенберг согласился в 1990 году выставляться в Венеции в павильоне СССР вместе с дочерью Таира Теймуровича, юной авангардисткой Айдан Салаховой, и ее сверстниками-коллегами. Проект «Мы — Раушенбергу, Раушенберг — нам» стал одним из ярких манифестов новой, перестроечной культурной политики.

Сыну репрессированного и расстрелянного в 1937 году азербайджанского партработника удалось сделать блестящую карьеру, которой Таир Салахов был, очевидно, обязан не столько пресловутой «дружбе народов», позволявшей выходцам из республик занимать видные посты, но прежде всего своим личным качествам. Его проницательность и дипломатичность позволяли ему и избежать скандала в Манеже в 1962-м (накануне визита Хрущева он убрал с выставки свою шестиметровую картину «Тебе, человечество!»), и отстаивать интересы художественного цеха перед высшим партийным руководством. В интервью «Коммерсанту» в год своего 80-летия он вспоминал один из таких эпизодов, когда после Бульдозерной выставки его вызвали на ковер к Михаилу Суслову и он объяснял секретарю ЦК КПСС проблемы молодых выпускников творческих вузов.

Таир Салахов был награжден званием Героя Социалистического Труда, был лауреатом Государственной премии и обладателем множества почетных званий. Последние годы он исполнял должность вице-президента Российской академии художеств. На родине, в Азербайджане, он давно признан национальным героем — мастерская художника в старом городе в Баку была превращена в музей еще при жизни хозяина. Но не менее важен и его неофициальный статус: в лице своей дочери, известной галеристки и художницы Айдан Салаховой, которую он всегда поддерживал, он в каком-то смысле стал и отцом новейшего русского искусства.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+