Этот фолиант производит ошеломляющее впечатление на не специалиста по истории древнерусского искусства. Часть содержания, касающаяся технических аспектов исследования икон и их реставрации, параметров аппаратуры, на которой производилась микросъемка и анализировались красочные слои, интересна и понятна разве что профессиональным реставраторам. Но и невеже ясно, насколько глубоко были изучены 16 памятников древнерусского искусства, которым посвящен очередной том каталога, описывающего собрание Государственной Третьяковской галереи.
Все они уже были опубликованы и описаны в каталоге древнерусского искусства, выпущенном музеем в 1995 году. Но за минувшие с тех пор годы были проведены новые комплексные технико-технологические исследования. Кроме того, как сообщает вступительная статья «От редколлегии», «за время, прошедшее с момента этой публикации, заметное развитие получили и традиционные исследовательские методы, а именно в 1990–2000-х годах изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень». Накопленные знания потребовали и нового издания каталога.
Описание каждой иконы в нем подробное, научное и, кажется, исчерпывающее. В статьях содержатся сведения о происхождении памятника, времени его появления в собрании галереи; приведены данные о реставрационных работах, проведенных в разные периоды; дан перечень выставок, где демонстрировались эти иконы; составлен список публикаций о них; описаны технические характеристики и сохранность; исследованы и расшифрованы надписи; проанализирована иконография. В разделе «Атрибуция» собраны мнения авторитетных ученых о времени и месте создания произведения.
Открывается каталог описанием самой знаменитой и чтимой иконы из собрания Третьяковки. Богоматерь Владимирская была привезена в Киев из Константинополя, судя по косвенным сведениям, в 1130 году. О перемещении иконы в последующие 800 лет — до того момента, как она оказалась в собрании Третьяковской галереи в 1930 году, — подробно рассказано на нескольких страницах. А всего национальной святыне посвящено 38 страниц текста с примечаниями и комментариями, а также тремя десятками фотографий. Икона представлена на снимках целиком, обратной стороной доски (там в 1410 году неизвестный мастер написал «Престол и орудия страстей»), фрагментами, деталями, фотосъемкой в инфракрасной области спектра, несколькими микросъемками красочных слоев (в том числе слезинки правого глаза Богоматери), схемой расположения отверстий от гвоздей, схемой фрагментов авторской живописи и поновлений разных времен.
Статья о другом шедевре древнерусской живописи — иконе «Христос Эммануил с архангелами» последней четверти XII века, предположительно прибывшей в Москву из Владимира в 1518 году, — занимает уже 40 страниц каталога. А новгородское «Успение Богоматери» начала XIII века — еще больше. Но не потому, что об этом памятнике написано подробнее, чем о других. Просто композиция здесь многофигурная, так что и фотографий увеличенных фрагментов много. На них можно рассмотреть и скорбно склонившегося у гроба Иоанна Богослова, и печальные лики ангелов, указывающих путь апостолам, и самих благородных учеников Христа, окруживших усопшую.
И если тексты каталога читать подряд довольно утомительно (они ведь не для праздного чтения, а для науки написаны), то рассматривать иллюстрации — занятие упоительное. При увеличении на фотографиях деталей отчетливо видны трещины на досках, утраты красочного слоя и подтеки красок, отчего иконы видятся не только древними, но еще и какими-то беззащитными. Многие фрагменты смотрятся как законченные произведения, и изображение какого-нибудь мелкого периферийного херувима превращается в полноценный портрет. А изящная ладонь правой руки Богоматери с иконы «Богоматерь Воплощение» — Владимир (?), около 1224 (?) — выглядит на фотографии законченным шедевром. И даже техническая микрофотосъемка красочных слоев деталей икон кажется миниатюрным произведением абстрактного экспрессионизма.
Собственно каталогу в издании предшествует статья Екатерины Гладышевой «История сложения и изучения коллекции древнерусского искусства в Третьяковской галерее. Собрание памятников домонгольского времени». Она столь же обстоятельна, строго научна, с многочисленными цитатами и ссылками, иллюстрирована фотографиями экспозиций древнерусского искусства Третьяковки разных годов и портретами ученых, хранителей, реставраторов.
«В наше время музей должен быть не только хранилищем, но и научным институтом, задача которого — широкая разработка собранного в его стенах художественного материала», — цитируются в статье слова Игоря Грабаря, сказанные им в московской городской думе в 1913 году. Задачу, поставленную своим многолетним попечителем, Третьяковская галерея достойно выполняет.