18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

21 год и $194 млн: Пино открывает музей в Париже

Экспонаты долгожданного музея современного искусства Торговая биржа — Коллекция Пино отражают приверженность миллиардера ценностям многообразия

Впервые Франсуа Пино объявил о намерении открыть в Париже музей, в котором расположится его коллекция, насчитывающая 10 тыс. произведений искусства, 22 года назад. Теперь 84-летний французский миллиардер наконец-то достиг своей цели, и 22 мая для публики открывается новый музей современного искусства Торговая биржа — Коллекция Пино, создание которого обошлось в $194 млн.

Это удалось далеко не с первой попытки: в 2000 году основатель компании Kering и владелец люксовых брендов выбрал пустынный островок на Сене к востоку от Парижа, но местная мэрия не одобрила проект. Открытие нового музея неподалеку от Лувра несколько раз откладывалось из-за пандемии.

Здание Торговой биржи было построено в 1760-е годы на месте бывшего дворца Екатерины Медичи как хранилище для зерна и муки. Ее округлая форма, вдохновленная римской архитектурой, необычна для Парижа. Зал 70 м в ширину и 35 м в высоту с внутренней спиральной аркадой станет открытием даже для парижан, и мало кому прежде выпадала возможность восхититься ее куполом размером практически с купол Пантеона в Риме. Его украшает серия картин и росписей XIX века, изображающих торговлю на пяти континентах, которые отреставрировали к открытию музея.

Из-за связанных с COVID-19 ограничений посещение музея возможно только по предварительной записи, а в здании одновременно могут находиться не более 600 человек — это треть его пропускной способности. Кроме того, посетители должны придерживаться специально разработанных маршрутов, хотя изначально пространство проектировалось так, чтобы перемещаться по нему можно было свободно.

Любопытно, но как таковой большой выставки, открывающей новое культурное пространство, здесь нет. Некоторые художники, например Урс Фишер и Филипп Паррено, представлены одним проектом, другие, как Дэвид Хэммонс, — значительным корпусом работ, произведения третьих собраны в небольшие групповые выставки.

То, что в Торговой бирже началась новая жизнь, видно издалека. Чудом сохранившуюся 31-метровую колонну Медичи, бывшую обсерваторию, теперь венчает напоминающее прожектор маяка произведение Филиппа Паррено Mont Analogue, и парижское небо озаряют разноцветные сигналы.

Внутри здания архитектор Тадао Андо, работавший над венецианскими пространствами Пино — Пунта-делла-Догана и Палаццо Грасси, — возвел девятиметровую ротонду из светло-серого бетона.

В ее центре стоит гигантская восковая копия «Похищения сабинянок» флорентийского скульптора XVI века Джамболоньи, созданная Урсом Фишером («Без названия», 2011–2020). Каждое утро в ней проделывают новые дыры и вставляют в них зажженные фитили. Таким образом скульптура постепенно расплавится и полностью исчезнет в ближайшие полгода. Это произведение, впервые представленное десять лет назад в венецианском Арсенале, производило сильное впечатление и тогда, но пространство радикально меняет ощущения.

Семь больших работ ранее уже выставлялись в Венеции либо на биеннале, либо в музеях Пино, но директор Торговой биржи — Коллекции Пино Мартин Бетенод говорит, что здесь они представлены совершенно иначе. Смешная механическая мышка Райана Гандера (I… I… I…, 2019) высовывает голову из дырки в стене и пищит, пугая посетителей, ожидающих лифт. А по ротонде важно расселись 52 голубя Маурицио Каттелана. На венецианской биеннале 1999 года 200 голубей экспонировались под названием «Туристы», а в 2011 году они вернулись уже в количестве 2000 и под названием «Другие», отсылающим к потоку мигрантов, пересекавших в то время Средиземное море. Эти работы стали частью выставки In-Situ.

Франсуа Пино подчеркивает политический характер экспозиции и говорит о «ценностях, которые он всегда отстаивал, — жажда свободы, борьба с несправедливостью и приятие многообразия». Часть экспонатов созданы чернокожими художниками из разных частей света, которые никогда ранее не выставлялись во Франции и крайне редко — в Европе.

Этот манифест нашел предельно четкое отражение в большом зале, отведенном под 30 ключевых произведений Дэвида Хэммонса, в числе которых клетка, размер которой в точности соответствует размеру камеры смертника в тюрьме Сан-Квентин (Minimum Security, 2007–2020).

В единственном зале с ровными стенами и прямыми углами висят три портрета Рудольфа Стингела, выполненные в гиперреалистическом стиле. Фигуративная живопись представлена работами Питера Дойга, Люка Тюйманса и Мартина Киппенберга, в том числе потрясающим «автопортретом» рук Киппенберга в фовистских цветах, и картинами художника Антонио Оба, исследующего африканские корни Бразилии.

В зале, посвященном фотографии, центральное место отведено работам Марты Уильямс и Синди Шерман, а завершает показ произведение Луизы Лоулер, обличающее «поправку Хелмса». Это решение запретило Центру по контролю и профилактике заболеваний США распространять информационные материалы о СПИДе из страха, что они могут «пропагандировать гомосексуальность», и было одобрено практически единодушно тогдашними сенаторами, в том числе нынешним президентом США Джо Байденом.

В экспозицию вошли и работы любимых художников Пино, в том числе черепа Марлен Дюма и редимейды Бертрана Лавье, расставленные по аркаде в деревянных витринах XIX века. В подвальном этаже напротив зрительного зала музыкальные и художественные «атмосферы» Пьера Юига и Тарека Атуи соседствуют с двумя массивными холодильниками XIX века, которые нашли под грудой строительного мусора во время ремонта и отреставрировали, сохранив последний след индустриального прошлого здания.

Всего же в Торговой бирже разместили десять выставочных пространств, в том числе семь галерей с белыми стенами, что позволяет поддерживать постоянную ротацию экспозиции, которая была невозможна на двух площадках Пино в Венеции. Мартин Бетенод рассказал The Art Newspaper, что он планирует готовить около 15 новых проектов ежегодно, но новых придется ждать до следующего года.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+