18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ули Сигг объединил две Кореи

№91
Материал из газеты

«Протесты будут», — уверен швейцарский коллекционер, организовавший выставку корейского искусства, созданного по обеим сторонам границы

Первый раз швейцарский коллекционер искусства Ули Сигг побывал в Северной Корее в 1980-х годах как сотрудник корпорации Schindler. В 1995 году он приехал туда уже в качестве посла Швейцарии и стал единственным зарубежным коллекционером, получившим разрешение покупать произведения, на которых изображены руководители северокорейского государства, в том числе Ким Ир Сен и Ким Чен Ир на фоне образцов ракетного арсенала страны.

Собрание корейского искусства Сигга, объединившее работы художников из Северной и Южной Кореи, с конца апреля экспонируется в Художественном музее Берна на политически неоднозначной выставке «Пересечения границы». Границу между двумя Кореями, представляющую собой зону колючей проволоки и противотанковых заграждений протяженностью 250 км, пересечь невозможно, но выставка приглашает хотя бы к культурному диалогу между двумя этими странами, врагами и ближайшими родственниками одновременно.

Художественный музей Берна и Сигг нарушают табу на экспонирование искусства двух Корей бок о бок. Куратор Кэтлин Бюлер рассказывает, что в Южной Корее действуют ограничения на демонстрацию и приобретение северокорейского искусства, а в Северной Корее южнокорейское искусство, как и любое искусство не из официально разрешенных источников, запрещено полностью. По словам Бюлер, приглашение на экскурсию по выставке накануне ее открытия получили официальные лица обеих стран. «Протесты будут, их следует ожидать», — говорит Сигг.

Еще в тот период, когда он был сотрудником фирмы, поставлявшей в Северную Корею лифты, Сигг посетил Национальный музей в Пхеньяне, где на двух этажах прославляется военная и политическая мощь страны и демонстрируются образы ее вождей. «К этому времени я уже видел социалистический реализм в Китае и в России, так что мне было интересно взглянуть на его северокорейскую версию, — рассказывает он. — Меня очаровал этот крайне эмоциональный вариант соцреализма. Это были те же самые идеи, высказанные очень похожим языком, но они пошли еще дальше в том, что касается эмоциональности, в выражениях лиц».

Став послом Швейцарии в Северной Корее и позднее, посещая страну в качестве гостя правительства, Сигг использовал официальные контакты, чтобы связаться с двумя северокорейскими художественными кооперативами — «Мансудэ» и «Гора Пэкту». Сначала ему отказали, сославшись на то, что он не имеет права приобретать портреты членов семьи Ким, поскольку они считаются национальным достоянием и могут висеть только в государственных учреждениях. Однако благодаря настойчивости и связям в правительстве Сигг в конце концов смог купить желанные работы.

На определенном этапе власти Северной Кореи, как вспоминает коллекционер, даже предложили ему построить в стране музей и «сыграть роль, сходную с той, которую я сыграл для современного искусства Китая». В 2012 году он передал около 1,5 тыс. работ в дар недавно основанному музею современного искусства M+ в гонконгском районе Западный Коулун. Однако предложение Северной Кореи Сигг отклонил, поскольку, по его словам, «оно превосходило мои возможности».

Теперь произведения северокорейского соцреализма из коллекции Сигга представлены рядом с работами южнокорейских художников, разрабатывающих тему разделения полуострова. В выставке также участвуют китайские художники, в том числе Ван Гофэн, фотографировавший прославляющие режим военные парады во время поездок в Северную Корею в 2012 и 2013 годах.

Кроме того, в экспозицию вошли вышивки южнокорейской художницы Кёнга Хам, изготовленные в Северной Корее. При помощи китайских посредников она связалась с текстильной фабрикой в Северной Корее и заказала производство продукции по эскизам, в которых зашифровала сообщения для мастериц, такие как мотив ядерного гриба. На это ее вдохновила северокорейская пропагандистская листовка, найденная ею у своего дома. Как рассказывает Кёнга Хам, проект стал попыткой «донести художественное послание и установить связи с неизвестными мне людьми из Северной Кореи». В каталоге выставки говорится, что для воплощения идеи ей пришлось обращаться к контрабандистам и посредникам, которые требовали взяток или попросту исчезали. 

По словам художницы, «все это было похоже на шпионский фильм». 

Художественный музей Берна
Пересечения границы. Искусство Северной и Южной Кореи из коллекции Сигга
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+