Выставка в Бруклинском музее, подготовленная Юджини Цай, охватывает все творчество KAWS (Брайан Доннелли, род. 1974) — от ранних работ увлекшегося граффити недавнего выпускника Школы визуальных искусств в Нью-Йорке до произведений культового художника и мегабренда, которым он стал сегодня. Экспозиция организована в хронологическом порядке и открывается витриной с альбомами набросков и обрамленными рисунками его граффити-тегов. За ней следуют картины, обыгрывающие такие мультфильмы, как «Симпсоны» и «Смурфики». Глаза всех персонажей изображены в форме буквы Х — это фирменный стиль KAWS.
Куратор отвела значительную часть выставки самому известному персонажу художника — Companion. Это напоминающая Микки-Мауса фигура с головой в виде черепа с Х-образными глазами, выполненной в заимствованном из граффити стиле закругленных букв. KAWS создает этого героя в самых разных размерах — от коллекционных фигурок, умещающихся на ладони, до больших интерьерных скульптур.
Примеры его коллабораций заполняют изготовленные на заказ витрины. Здесь и рисунки в журналы, для скейтбордов и кедов, и статуэтка, выполненная художником для награды MTV Music Video Awards, и мебель, созданная совместно с братьями Кампана. Затем следует зал, посвященный его большим произведениям паблик-арта.
В целом выставка оставляет двойственное впечатление. Отчасти это связано с гендерным характером его творчества. Единственное изображение женщины, за исключением нескольких искаженных персонажей «Симпсонов», представлено в начале выставки среди subvertisements — «антиреклам», когда художник внедрял элементы своей графики в рекламные щиты в разных частях Нью-Йорка, обвивая женские тела извивающимися щупальцами и закрывая их головы. В «Без названия» (Maidenform) (1999) художник заменил голову женщины, одетой в нижнее белье фирмы Maidenform, головой Companion. Быть может, это и не намеренная отсылка, но трудно не увидеть в этом произведении ту же мизогинию. Работы KAWS не для женщин — если только вы не прилежная потребительница или ребенок.
Знакомые герои вытягивают общие темы более популистских работ: одновременно грусть и желание увидеть, как мегакорпорации расплачиваются за свой успех. Ключевую роль в популярности KAWS играет формула «знакомая модель больших объемов производства плюс воспроизведение популярных образов, брендов и знаменитостей». Эта комбинация принесла ему славу и богатство, как и другим художникам-инфлюенсерам вроде Кэтрин Дженны Хендри и Бипла.
На выставке обращает на себя внимание мастерское владение KAWS практически всеми художественными средствами. Очень немногим граффити-художникам удалось перейти от текстовых граффити к другим техникам. KAWS сделал это играючи. Не моргнув глазом, он перескакивает от шрифта к живописи и игрушкам. Мягкие линии и формы ранних картин из серии «Кимпсоны» демонстрируют владение кистью, а яркие цвета и формы более поздних абстракций полны иллюзорной глубины. Безупречно исполненные игрушечные фигурки, основанные на образах Микки-Мауса и Мистера Мишлена, радуют глаз.
Но все же лишь до определенной степени. Практически все скульптуры в экспозиции выглядят как пластиковые, даже если отлиты из бронзы или алюминия.
Если статуэтка для премии MTV, игрушки из «Звездных войн», грустные фигурки Companion, несущие мертвых персонажей «Улицы Сезам», рождают лишь чувства легкой грусти и отчужденности, то те же самые образы в масштабах скульптуры воспринимаются как полный жалости к себе памятник привилегиям белого мужчины. На выставке меня не оставляло ощущение, что я случайно попала на чужую вечеринку.
Бруклинский музей
KAWS. Какая вечеринка!
До 5 сентября