18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

KAWS теперь не только мировой бренд, но и музейное искусство

№91
Материал из газеты

В Бруклинском музее проходит выставка «KAWS. Какая вечеринка!»

Выставка в Бруклинском музее, подготовленная Юджини Цай, охватывает все творчество KAWS (Брайан Доннелли, род. 1974) — от ранних работ увлекшегося граффити недавнего выпускника Школы визуальных искусств в Нью-Йорке до произведений культового художника и мегабренда, которым он стал сегодня. Экспозиция организована в хронологическом порядке и открывается витриной с альбомами набросков и обрамленными рисунками его граффити-тегов. За ней следуют картины, обыгрывающие такие мультфильмы, как «Симпсоны» и «Смурфики». Глаза всех персонажей изображены в форме буквы Х — это фирменный стиль KAWS.

Куратор отвела значительную часть выставки самому известному персонажу художника — Companion. Это напоминающая Микки-Мауса фигура с головой в виде черепа с Х-образными глазами, выполненной в заимствованном из граффити стиле закругленных букв. KAWS создает этого героя в самых разных размерах — от коллекционных фигурок, умещающихся на ладони, до больших интерьерных скульптур.

Примеры его коллабораций заполняют изготовленные на заказ витрины. Здесь и рисунки в журналы, для скейтбордов и кедов, и статуэтка, выполненная художником для награды MTV Music Video Awards, и мебель, созданная совместно с братьями Кампана. Затем следует зал, посвященный его большим произведениям паблик-арта.

В целом выставка оставляет двойственное впечатление.  Отчасти это связано с гендерным характером его творчества. Единственное изображение женщины, за исключением нескольких искаженных персонажей «Симпсонов», представлено в начале выставки среди subvertisements — «антиреклам», когда художник внедрял элементы своей графики в рекламные щиты в разных частях Нью-Йорка, обвивая женские тела извивающимися щупальцами и закрывая их головы. В «Без названия» (Maidenform) (1999) художник заменил голову женщины, одетой в нижнее белье фирмы Maidenform, головой Companion. Быть может, это и не намеренная отсылка, но трудно не увидеть в этом произведении ту же мизогинию. Работы KAWS не для женщин — если только вы не прилежная потребительница или ребенок.

Знакомые герои вытягивают общие темы более популистских работ: одновременно грусть и желание увидеть, как мегакорпорации расплачиваются за свой успех. Ключевую роль в популярности KAWS играет формула «знакомая модель больших объемов производства плюс воспроизведение популярных образов, брендов и знаменитостей». Эта комбинация принесла ему славу и богатство, как и другим художникам-инфлюенсерам вроде Кэтрин Дженны Хендри и Бипла.

На выставке обращает на себя внимание мастерское владение KAWS практически всеми художественными средствами. Очень немногим граффити-художникам удалось перейти от текстовых граффити к другим техникам. KAWS сделал это играючи. Не моргнув глазом, он перескакивает от шрифта к живописи и игрушкам. Мягкие линии и формы ранних картин из серии «Кимпсоны» демонстрируют владение кистью, а яркие цвета и формы более поздних абстракций полны иллюзорной глубины. Безупречно исполненные игрушечные фигурки, основанные на образах Микки-Мауса и Мистера Мишлена, радуют глаз.

Но все же лишь до определенной степени. Практически все скульптуры в экспозиции выглядят как пластиковые, даже если отлиты из бронзы или алюминия.

Если статуэтка для премии MTV, игрушки из «Звездных войн», грустные фигурки Companion, несущие мертвых персонажей «Улицы Сезам», рождают лишь чувства легкой грусти и отчужденности, то те же самые образы в масштабах скульптуры воспринимаются как полный жалости к себе памятник привилегиям белого мужчины. На выставке меня не оставляло ощущение, что я случайно попала на чужую вечеринку.

Бруклинский музей
KAWS. Какая вечеринка!
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+