18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джеймс Уистлер: денди, карьерист и плут

Подзаголовок биографии Джеймса МакНила Уистлера, написанной Дэниелом Сазерлендом, Жизнь ради искусства — игра с девизом l’art pour l’art, который уистлеровский англо-американский извод эстетизма заимствовал у разнообразных новаторских течений искусства Франции. Автор в своем повествовании переплетает между собой разнообразные и зачастую противоречивые тени бесчисленных обличий Уистлера. Он был помешанным на деталях и ищущим внимания денди, энергичным и ехидным карьеристом, богемным плутом и профессиональным эксцентриком. Его показная бесшабашность порой заслоняла и его точный талант графика, и его кропотливую художественную работу. Наиболее тщательно исполненным произведением Уистлера была в первую очередь его собственная импульсивная и ослепительная личность. Как ободранный богемный юнец, проживающий в Париже получаемые от семьи средства, он ловко проложил свой путь, увернувшись от всех сражающихся между собой парижских художественных течений его молодости (классицизма, романтизма, реализма), и создал собственный неповторимый и эффектный стиль на грани модернизма.

Сазерленду удалось мастерски схватить и осветить хитросплетения арт-рынка и общественных отношений XIX века. Он неопровержимо доказывает, что пируэты Уистлера часто служили маской хитрого хозяйственника. В книге показано, насколько современным был этот художник в своем искусстве и в манипулировании арт-рынком, с его контролем над изданиями и отпечатками и тайной обратной скупкой собственных произведений на вторичном рынке с целью повысить их рыночную стоимость.

Уистлер находился во власти фанатической и изощренной одержимости внешними деталями, охватывавшей все: от его дендистского гардероба до живописи и ее обрамления, интерьеров галерей, которые он лично декорировал, и отобранных вручную шрифтов для каталогов его выставок.

Он подписывал свои произведения и письма эмблемой — бабочкой japonica butterfly, а это насекомое с ядовитым жалом. Быть может, его блестяще выстроенный образ даже слишком хорошо скрывал раздираемого внутренними бурями перфекциониста — кажется, что ни одной биографии Уистлера (и эта не исключение) не удалось в полной мере отразить внутреннюю жизнь художника.

Несмотря на то что общее число существующих англоязычных биографий Уистлера приближается к дюжине, за последние два десятилетия эта оказалась первой. Подробная, но не педантичная, она отличается ненавязчивой научной структурой и активным использованием переписки Уистлера. И хотя классическая биография 1947 года Стэнли Вайнтрауба, вероятно, останется главным выбором основной массы читателей по причине своей (весьма уместной) фантастической манерности, книга Сазерленда, несомненно, станет изданием, к которому будут обращаться преподаватели и исследователи.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+