Когда слышишь «Иваново», сразу вспоминаешь штампы «город невест» и «ситцевая столица России», но фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», прошедший уже в третий раз, намерен создать для города новый бренд.
Город начинается с вокзала, а вокзал в Иванове самый что ни на есть авангардный. Он был возведен в 1929–1933 годах по проекту архитектора-конструктивиста Владимира Каверинского. Это крупнейший в России вокзал в конструктивистском стиле: его площадь составляет более 9 тыс. кв. м. За время своего существования здание пережило несколько реконструкций, из-за чего первоначальный архитектурный облик был нарушен. В 2018 году началась реставрация, и уже в 2020-м вокзал открылся в почти оригинальном виде. Специалисты отреставрировали кровлю и фасад, мозаики и витражи. Только метлахскую плитку на полу пришлось заменить на новую, но она, как заверяют авторы проекта, почти ничем не отличается от оригинальной. А орнаменты на колоннах созданы по мотивам рисунков ивановских тканей начала XX века.
И кажется, что вокзал — знаковая часть фестиваля «Первая фабрика авангарда» и задает тон всему путешествию на это мероприятие. В скором времени роль вокзала в искусстве укрепится: в одной из его частей появится арт-площадка. Как рассказала The Art Newspaper Russia генеральный продюсер фестиваля Ирина Голубева, в 2020 году Ивановской области удалось выиграть на Тавриде государственный грант в 7,5 млн руб. на создание арт-пространства. Работа над проектом уже ведется, и в здании вокзала будут проходить выставки, лекции, концерты и творческие встречи.
В ожидании, пока в городе откроется еще одно культурное пространство, «Первая фабрика авангарда» набирает силу и становится тем событием, куда хочется приезжать ежегодно. На этот раз в программе фестиваля было более 50 пунктов. Это и выставки, и спектакли, и фотопроекты, и концерты, и лекции. И так или иначе красной нитью везде проходила тема авангарда, часто в буквальном смысле.
Фестиваль объединил самые разные направления — искусство и моду, литературу и музыку. Центральным событием стала выставка «Светлый путь» в Музейно-выставочном центре. С завершением «Первой фабрики авангарда» она только начала свою работу и будет открыта до 22 августа. Арт-директор фестиваля и куратор выставки Сергей Соловьев отобрал для показа работы полутора десятков актуальных художников из разных городов России, которые работают с тканью как объектом, выводя ее за рамки бытовых и декоративных функций. Все они показывают, что ткань — не только ситец с цветами и «огурцами», но и нечто, выходящее за пределы физической материи.
«Мы хотели показать ткань как некую жизненную основу. Мы рождаемся, и первое, что происходит — нас обертывают в ткань, мы умираем — нас обертывают в ткань. Ткань — это нечто сакральное, это наша вторая природа», — говорит Сергей Соловьев.
К выставке ведет лестница, вдоль которой развешаны фотографии, задокументировавшие перформанс Андрея Кузькина «Путешествие с белой нитью». Сразу за ними посетителей встречают работы Татьяны Зайцевой из серии «Хоругви авангарда», соединяющиеся во фразу: «Все хотят понятного искусства, но почему-то никто не хочет приспособить свою голову для понимания». Рядом — свитер и шарф с мифологическими «даблоидами» Леонида Тишкова и его же инсталляция «Дитя», сплетенная из лоскутов одежды умершей матери художника.
Основной зал выставки похож на коридор из нитей, ступить в который решается не каждый — возможно, дело в его будто сакральной белизне и расположенных по бокам немного пугающих работах Ильмиры Болотян из серии «Материальный труд». Художница исследовала тему всепоглощающей работы женщин над собой, в том числе с помощью пластической хирургии, в результате чего появились запеленатые объекты с лицами в повязках после операций, чем-то похожие на крохотных мумий или куколок, из которых должны вылупиться прекрасные (а может, и нет) бабочки.
В этом же зале гобелены Яны Сафроновой из серии-проекта «Тепло», вышитая «Ткань города» Марии Арендт, «Черно-белая изонить» Наталии Мельник из серии «Деревянно-текстильная геометрия», работы Владимира Анзельма, использующего в качестве холстов мешковину. Художник Аркадий Насонов представил гобелен «Неисповедимыми тропинками», переиначивший сказку «Красная Шапочка», где два волка и две Красные Шапочки оказываются по разные стороны. Как рассказал куратор выставки, художник использует этот гобелен как покрывало, так что в данном случае ткань выполняет и свою прямую функцию.
Интересна история серии «Мой город», соединяющей фото, графику и вышивку. Организаторы выставки обнаружили ее в местном политехе — это дипломный проект выпускницы 2014 года Светланы Волковой, однако следы самой художницы затерялись. Сергей Соловьев говорит, что ее искало пол-Иванова, но безуспешно. Рядом с работами Волковой — произведения Дмитрия Пушкарева с тканью живописной, где складки одежды напоминают караваджиевские.
В другом зале, погруженном в полумрак, показывают войлочные иконы из серии «Святые» и серию стягов Веры Колгановой: «Молитва о прекращении междоусобной брани», «Псалом 90» и «Молитва Кресту». Отдельное пространство занимает проект Анны Тагути «Крест и молот», построенный на стилевых парадоксах. В нем полотнища с серпами и молотами соседствуют с холстами, покрытыми коптскими символами и вновь подтверждающими роль ткани как чего-то сакрального. Здесь же работы из дипломной коллекции Ксении Новиковой «Православие», вдохновленной одеждами священнослужителей и созданной из бархата, шелка и гобеленовой ткани.
Следующая «Первая фабрика авангарда» заработает в Иванове в 2022 году, и, если фестиваль продолжит развиваться в таком же темпе, не исключено, что со временем город действительно получит звание «столицы авангарда», а не только ситца. Но приезжать сюда за авангардом стоит чаще раза в год: в коллекции Ивановского художественного музея есть работы Казимира Малевича, Ильи Машкова, Александра Родченко, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Александры Экстер.
Музейно-выставочный центр Иваново
Светлый путь
До 22 августа