Проблема размера — в искусстве почти философская, из разряда основополагающих, таких как проблема законченности — незаконченности или важности — незначительности. Как мы выбираем из наследия какого-нибудь гения «самое главное»? Если больше, то важнее? Всегда ли огромная фреска победит в восприятии крошечный карандашный набросок? Увы, как показывает история, почти всегда. Пусть opus magnum, великая картина, окажется неудачей (мы знаем такие примеры), а этюды к ней — гениальными, до относительно недавнего времени без большого шедевра в анамнезе творец редко попадал в списки первых имен, а скромные по размеру произведения и до сих пор имеют гораздо меньше шансов оказаться в свете публичного внимания, чем крупные работы того же автора.
Эту несправедливость по отношению к малым формам призвана исправить выставка «„Маленькое“ искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Сто тридцать работ хрестоматийных фигур российского искусства с конца XIX до середины ХХ века — Льва Бакста, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Казимира Малевича, Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова, Константина Сомова, Антонины Софроновой и многих других — отобраны по критерию «маленького». Это и раритеты из частных коллекций, и произведения из музейных собраний, в их числе — ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. Щусева, музеи-заповедники «Абрамцево», «Петергоф», «Царское Село».
По словам куратора выставки Марии Гадес, условной физической меркой стали 25 см по большей стороне работы, то есть размер обычного альбомного листа. Самые крошечные из представленных — это знаменитые лагерные рисунки Михаила Соколова, часто не более спичечного коробка. В его случае миниатюрность была вынужденной: в ГУЛАГе не выдавали хороших холстов и бумаги. Но были и примеры в нашей истории, когда художники сами ограничивали себя в размере произведений. Таков был Иван Похитонов, чьи пейзажи редко бывали больше раскрытой ладони, а писал он их под лупой тончайшими кистями — и эта миниатюрность не помешала ему прославиться в Парижах и Брюсселях (на выставке будут его работы).
Впрочем, Мария Гадес поясняет, что задачи собрать именно миниатюристов, виртуозов Левшей не стояло. «Было интересно сделать собрание работ художников, которые могли и так, и по-другому, то есть и делать работы абсолютно эпохального свойства, и довольствоваться какими-то небольшими эскизами, этюдами, и они ничем не хуже большого формата».
Четыре раздела выставки иллюстрируют изменение функции «маленького» искусства. Первая часть, связанная с эпохой передвижничества и названная «На пути к большой картине», посвящена самой привычной роли маленьких работ — как подготовки к крупному произведению. Тут, например, можно видеть эскизы Репина к картине «Парижское кафе». Вторая часть — это эпоха Серебряного века и эмансипации графики, повышения ее веса в художественной иерархии. Отдельное пространство отдано экспериментам авангарда, когда и на клочке бумаги строились новые миры и вселенные. Наконец, завершает выставку подборка работ художников 1930-х годов, оказавшихся на обочине советского худпроцесса после провозглашения в 1932 году тотального соцреализма. Их выбор камерных форм часто диктовался не только прозаическим отсутствием возможности делать что-то большое, но и внутренней фрондой, противопоставлением маленьких частных сюжетов генеральной парадной советской линии.
К выставке подготовлена образовательная программа в формате полноценного летнего фестиваля с концертами, кинопоказами, лекциями и спектаклями. Кроме того, генеральный спонсор выставки Банк ВТБ в рамках просветительского проекта «Культурный гид» подготовил авторскую видеоэкскурсию по экспозиции. Ведущая, народная артистка РФ Юлия Рутберг делится секретами, которые скрывают наброски и эскизы, а также интересными историями. В частности, она рассказывает о наброске к уже упомянутой картине Ильи Репина «Парижское кафе», которая была продана 10 лет назад более чем за $7 млн. (любопытно, что художник жаловался на дороговизну парижских натурщиков, но признавал, что это даже мало для уровня их мастерства), неожиданно мирном прообразе «Демона» Михаила Врубеля, почему меценат Савва Мамонтов решил отправить друзей Валентина Серова и Константина Коровина на строительство Северной железной дороги и как Михаил Соколов высылал свои работы письмами из ГУЛАГа.
Еврейский музей и центр толерантности
«Маленькое» искусство
До 5 сентября