18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эстетика размера: маленькие шедевры больших художников в Еврейском музее

№91
Материал из газеты

Все работы на выставке «„Маленькое“ искусство» не более 25 сантиметров по большей стороне

Проблема размера — в искусстве почти философская, из разряда основополагающих, таких как проблема законченности — незаконченности или важности — незначительности. Как мы выбираем из наследия какого-нибудь гения «самое главное»? Если больше, то важнее? Всегда ли огромная фреска победит в восприятии крошечный карандашный набросок? Увы, как показывает история, почти всегда. Пусть opus magnum, великая картина, окажется неудачей (мы знаем такие примеры), а этюды к ней — гениальными, до относительно недавнего времени без большого шедевра в анамнезе творец редко попадал в списки первых имен, а скромные по размеру произведения и до сих пор имеют гораздо меньше шансов оказаться в свете публичного внимания, чем крупные работы того же автора.

Эту несправедливость по отношению к малым формам призвана исправить выставка «„Маленькое“ искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Сто тридцать работ хрестоматийных фигур российского искусства с конца XIX до середины ХХ века — Льва Бакста, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Казимира Малевича, Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова, Константина Сомова, Антонины Софроновой и многих других — отобраны по критерию «маленького». Это и раритеты из частных коллекций, и произведения из музейных собраний, в их числе — ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. Щусева, музеи-заповедники «Абрамцево», «Петергоф», «Царское Село».

По словам куратора выставки Марии Гадес, условной физической меркой стали 25 см по большей стороне работы, то есть размер обычного альбомного листа. Самые крошечные из представленных — это знаменитые лагерные рисунки Михаила Соколова, часто не более спичечного коробка. В его случае миниатюрность была вынужденной: в ГУЛАГе не выдавали хороших холстов и бумаги. Но были и примеры в нашей истории, когда художники сами ограничивали себя в размере произведений. Таков был Иван Похитонов, чьи пейзажи редко бывали больше раскрытой ладони, а писал он их под лупой тончайшими кистями — и эта миниатюрность не помешала ему прославиться в Парижах и Брюсселях (на выставке будут его работы).

Впрочем, Мария Гадес поясняет, что задачи собрать именно миниатюристов, виртуозов Левшей не стояло. «Было интересно сделать собрание работ художников, которые могли и так, и по-другому, то есть и делать работы абсолютно эпохального свойства, и довольствоваться какими-то небольшими эскизами, этюдами, и они ничем не хуже большого формата».

Четыре раздела выставки иллюстрируют изменение функции «маленького» искусства. Первая часть, связанная с эпохой передвижничества и названная «На пути к большой картине», посвящена самой привычной роли маленьких работ — как подготовки к крупному произведению. Тут, например, можно видеть эскизы Репина к картине «Парижское кафе». Вторая часть — это эпоха Серебряного века и эмансипации графики, повышения ее веса в художественной иерархии. Отдельное пространство отдано экспериментам авангарда, когда и на клочке бумаги строились новые миры и вселенные. Наконец, завершает выставку подборка работ художников 1930-х годов, оказавшихся на обочине советского худпроцесса после провозглашения в 1932 году тотального соцреализма. Их выбор камерных форм часто диктовался не только прозаическим отсутствием возможности делать что-то большое, но и внутренней фрондой, противопоставлением маленьких частных сюжетов генеральной парадной советской линии. 

К выставке подготовлена образовательная программа в формате полноценного летнего фестиваля с концертами, кинопоказами, лекциями и спектаклями. Кроме того, генеральный спонсор выставки Банк ВТБ в рамках просветительского проекта «Культурный гид» подготовил авторскую видеоэкскурсию по экспозиции. Ведущая, народная артистка РФ Юлия Рутберг делится секретами, которые скрывают наброски и эскизы, а также интересными историями. В частности, она рассказывает о наброске к уже упомянутой картине Ильи Репина «Парижское кафе», которая была продана 10 лет назад более чем за $7 млн. (любопытно, что художник жаловался на дороговизну парижских натурщиков, но признавал, что это даже мало для уровня их мастерства), неожиданно мирном прообразе «Демона» Михаила Врубеля, почему меценат Савва Мамонтов решил отправить друзей Валентина Серова и Константина Коровина на строительство Северной железной дороги и как Михаил Соколов высылал свои работы письмами из ГУЛАГа.

Еврейский музей и центр толерантности
«Маленькое» искусство
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+