18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Меценат подарил картину Тропинина музею Пушкина

Портрет Николая Наумова был преподнесен музею на Пречистенке Михаилом Карисаловым

Бизнесмен и меценат Михаил Карисалов, номинант Премии The Art Newspaper Russia 2020 года за личный вклад, сделал подарок Государственному музею А.С.Пушкина.

Речь идет о картине кисти Василия Тропинина, изображающей Николая Павловича Наумова (1795–1862), тайного советника, чиновника Провиантского департамента, современника и знакомого Пушкина. Картина, написанная в 1831 году, теперь размещена в Угловой гостиной музейного особняка на Пречистенке в Москве.

Торжественная церемония передачи состоялась на вернисаже выставки «Лев Иванович Киль: профессия — военный, призвание — художник», посвященной известному графику первой половины XIX века. Сам Михаил Карисалов не смог приехать — от его лица дар музею преподнес друг мецената, коллекционер Андрей Руденцов, который подчеркнул, что даритель «взял на себя тяжелую миссию возвращать именно те предметы, которые обязаны быть в том или ином музее».

Руденцов также рассказал, что портрет Наумова с надписью «В.Тропининъ 1831», был приобретен Карисаловым давно, около десяти лет назад. В 2016 году он прибыл в стены Музея А.С.Пушкина на выставку «Созданья искусств и вдохновенья. Живописный портрет XVIII–XIX веков из коллекции семьи Карисаловых», и тогда директор Евгений Богатырев начал, по словам коллекционера, «ходить вокруг картины кругами». Дело в том, что Наумов, женатый на сестре князя Василия Гагарина, немаловажная фигура в окружении Пушкина, то есть непосредственно относится к теме музея. После этого Михаил Карисалов на пару лет передал картину на временное экспонирование, а теперь принял решение преподнести ее Музею А.С.Пушкина навсегда.

За несколько дней до этого события семья Карисаловых сделала другой щедрый дар музею — на сей раз ГМЗ «Петергоф». Двадцать второго мая состоялась церемония передачи музею-заповеднику 47 предметов, выполненных на Императорском фарфоровом заводе по заказу царской семьи, причем именно для использования в Петергофе. Среди них — десять десертных тарелок с псевдоготическими узорами, предназначавшихся для дополнения Собственного сервиза дворца «Коттедж». Также Карисаловы подарили музею-заповеднику тарелки из знаменитого Этрусского сервиза в «помпеянском» стиле, изготовленные в 1844–1847 годах для Александры Федоровны, супруги Николая I, а точнее, для ее Царицына павильона на Царицыном острове в Петергофе. В 1885 году в составе этого сервиза было 273 предмета, но после революции в Петергофе осталось всего 49 из них.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+