Книга Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель написана Наталией Лебиной больше для науки, чем для развлекательного чтения. Здесь много ссылок — не только на социологические опросы, но и на мемуары, кино, художественную литературу. Потому что, как справедливо замечает автор, например, на вопрос об адюльтерах опрашиваемые могут и не ответить правдой, и единственным источником в этом случае оказываются искусство и литература. Источник вряд ли надежный: понятно, что фильмы Еще раз про любовь или Девять дней одного года демонстрируют «либерализацию секса» только в кино. А в жизни его и не надо было либерализировать.
В сущности, это книга о том, как тоталитарное государство, отчаявшись бороться с природой, постепенно начало сдавать позиции. И если откровенные мемуары Коры Ландау кто-то захочет списать на нравы интеллектуальной элиты, то невозможно предположить, что в рабоче-крестьянской среде нравы были чище. «От вступления в интимные связи женщин удерживали две причины: моральные соображения (34,5%) и слабое половое влечение (34,1%), а мужчин в основном отсутствие подходящего случая (почти 50%)» — показал социологический опрос 50-летней давности. «Я стала задумываться, почему так происходит, почему нам так хорошо, и пришла к заключению, что нам никто не мешал заниматься любовью. У него дома двое маленьких детей, молодая жена и маленькая неудобная квартира», — вспоминает мемуаристка, нарушавшая супружескую верность.
Вся книга Лебиной — про интимное, и, наверное, единственная возможность говорить о телесном, об одежде и белье — это такой вот сухой, занудный даже, язык исследователя, исключающий иронию. Она была бы бесчеловечной по отношению к людям, жившим в государстве, где властям было дело не только до их половых пристрастий, но и до ширины их брюк, особенностей прически и макияжа. Однако природу не обуздаешь. Лебина приводит высказывание английской исследовательницы о том, что «в начале 1960-х внешний облик представителей советского среднего класса действительно неотличим от европейского». И это в условиях товарного дефицита и ограниченной информации!
Сведения не только о моде, но и о сексуальном поведении советские люди также черпали из искусства, то
есть из зарубежных фильмов, ведь про особенности интимной близости в периодике не писали. Недаром книга названа с аллюзией на фильм Клода Лелюша Мужчина и женщина, где герои занимались любовью (на современный взгляд, очень невинно).
К сожалению, Лебина приводит мало визуального материала и вообще не анализирует оттепельную живопись и фотографию, а ведь они нагляднее, чем литература, дают представление о времени. Конечно, даже любительские, домашние черно-белые фотографии, которыми иллюстрирована книга, показывают, насколько стильными были тогда люди. Физическую красоту, вкус и желание нравиться противоположному полу никакими постановлениями не отменить.