Министерство культуры РФ дало старт проекту «Музейные маршруты России», который поможет музеям активнее популяризировать свои коллекции и привлекать больше посетителей. Для этого ведомство пригласило к сотрудничеству крупных туроператоров, руководство Российского союза туриндустрии и Ассоциации туроператоров России. Вместе со специалистами по территориальному развитию, маркетологами и бренд-менеджерами они разработают стратегии продвижения музеев. В министерстве подчеркивают: федеральные и региональные институции будут участвовать в проекте на равных, никаких преференций для столичных музеев не предусмотрено.
По словам заместителя министра культуры Аллы Маниловой, необходимость такого проекта связана с потерями, которые понесли и продолжают нести российские музеи из-за пандемии. «Мы понимаем, что быстро поток не вернется. Наша работа по продвижению музеев, по формированию спроса на наши музеи в самых разных регионах нашей страны должна быть настойчивой и системной», — сказала Манилова, анонсируя запуск «Музейных маршрутов России».
Краткая история вопроса
По данным Министерства культуры РФ, в России минимум 50% внутреннего туристического рынка приходится на культурный туризм. Главными точками притяжения являются именно музеи. Для популяризации культурно-исторического наследия ведомство еще несколько лет назад разработало проект «Культурные бренды России», куда вошло пять национальных культурно-познавательных проектов: «Золотое кольцо России», «Императорский маршрут», «Россия — родина космонавтики», «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье России».
Пошаговая программа поддержки музеев пока разрабатывается. Известно лишь, что она будет включать «выездные презентационные и экспертно-методические мероприятия, направленные на продвижение музеев и популяризацию культурно-исторического наследия». На 2021 год запланировано десять таких мероприятий. Первое прошло в Калуге, где в конце апреля открыли новое здание Государственного музея истории космонавтики имени К.Э.Циолковского.
«То, что наш музей лидирует в популяризации маршрута „Россия — родина космонавтики“, не случайно, — рассказывает директор институции Наталья Абакумова. — Музей в Калуге — первый в мире музей космической тематики, он широко известен не только в России, но и за рубежом. Калуга позиционирует себя как колыбель космонавтики. Уверены, что маршрут станет самым брендовым и востребованным для туристов разных возрастов, прежде всего молодежи. Открытый в апреле этого года музейный комплекс „Вторая очередь“ создал новые возможности для работы с посетителями. Современное здание, его технологии, выставочное пространство, инфраструктура, благоустроенная территория с уличной экспозицией ракетно-космической техники и интерактивными образовательными площадками — все направлено на привлечение туристов». По словам Натальи Абакумовой, привлечь посетителей поможет проведение событийных фестивалей — не только познавательного, но и научного и астрономического туризма, а также запуск кинотеатра, мультимедийных проектов, сувенирного магазина и «космического» кафе.
Поддержать музеи в сегодняшних непростых обстоятельствах могли бы грантовые конкурсы, считает директор Государственного центра современного искусства «Арсенал» в Нижнем Новгороде Анна Гор. «Объявите конкурс на лучшую стратегию продвижения, выявите лучших и профинансируйте их. Это будет честнее и эффективнее всех прочих мер поддержки. Кроме собственно денег, это важный аспект культурной политики, потому что грантовыми условиями можно поставить задачу, сформировать запросы — и люди будут делать то, чего вы хотите от них добиться. А с привлечением людей в музей мы и сами прекрасно справляемся — мы не справляемся с половинным бюджетным финансированием», — посетовала Гор в разговоре с The Art Newspaper Russia.
С ней согласна комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова. В начале 2021 года она вместе с коллегами выиграла грант Ростуризма с проектом в поддержку арт-индустриальных маршрутов. Накануне VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая откроется этой осенью, они запускают маршруты по городам, ранее принимавшим арт-резиденции выставки. «Мы придумали маршруты выходного дня, призванные познакомить зрителей с наследием биеннале. У нас есть команда медиаторов, которые будут проводниками по городам, где в разное время работали художники — участники выставки. Например, в Асбесте они покажут сталинский ДК с неплохой коллекцией соцреализма, местный музей, а также реальное производство, где создавались произведения современного искусства, в том числе гигантский карьер длиной 5,5 км. Летом, когда заработают арт-резиденции, мы будем знакомить зрителей с участниками нынешней биеннале. У нас уже довольно много заявок от групп, которые хотят вместе с медиаторами пройти по нашим маршрутам», — рассказывает Прудникова.
Пандемия дала импульс внутреннему туризму — люди стали больше ездить по стране и чаще обращать внимание на местный культурный контекст, отмечают собеседники нашего издания. «Это очень ресурсная ситуация для региональных музейных институций. Надеюсь, они смогут ею воспользоваться. Понятно, что у всех сейчас ограниченные бюджеты, но даже в этих условиях можно найти способ привлечь к себе новых посетителей, открыть собственное пространство городу. Например, организовать в музее публичную библиотеку, показывать там местных современных художников или работы из своих фондов», — говорит художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале.