За два года до своей смерти в 2019-м нью-йоркский художник Мартин Рот посадил семена для гигантской инсталляции, которая должна была превратить заброшенное здание в Ньюбурге в штате Нью-Йорк в «растительный концертный зал» и общественный сад. Местная некоммерческая организация Strongroom, специализирующаяся на поддержке художественных проектов, запустила на платформе Kickstarter кампанию по сбору средств, необходимых для осуществления замысла покойного художника; планируется, что здание примет первых посетителей уже в конце июня.
Рот нередко включал в произведения различные живые организмы, например растения, улиток, червей и птиц. Для одной из своих самых известных работ он взял суккулент из сада Стивена Пэддока, устроившего стрельбу по зрителям на концерте в Лас-Вегасе в 2017 году, в результате которой погибло 58 человек. Художник держал растение в нью-йоркской галерее как «символ надежды и исцеления».
Для проекта в Ньюбурге, оказавшегося посмертным, он придумал превратить пострадавшее от давнего пожара здание в «волшебный сад с тропинками, пересекающими пространство, наполненное деревьями, розами, дикими цветами и водопадами». Листья и корни деревьев подсоединят к устройствам, которые будут транслировать и усиливать звуки растений в реальном времени, создавая атмосферный оркестр.
Основательница Strongroom Келли Шроер рассказывает, что Рот приехал в Ньюбург в июне 2017 года и поделился своей идеей вскоре после того, как увидел историческое здание городского клуба, которое практически полностью захватила природа. Клуб был возведен в 1852 году Эндрю Джексоном Даунингом, который известен как дедушка ландшафтной архитектуры, и Калвертом Воксом, позднее вместе с Фредериком Ло Олмстедом проектировавшим общественные парки. Постройка находится в собственности муниципалитета, от которого Strongroom получила разрешение на использование при условии, что организация найдет стороннего инженера, который подтвердит безопасность дома.
На поиски такого инженера ушел год; затем за безвременной кончиной 41-летнего Рота последовала пандемия, и проект чуть было не свернули. «Это произведение не просто последняя инсталляция или схема, которую Мартин задал нам для выполнения; это еще и воплощение и развитие этой схемы, и сад будет со временем меняться», — уверена Шроер.