18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От забвения — к славе за 25 лет

№91
Материал из газеты

Усилиями искусствоведа Чарльза Эвери список великих мастеров эпохи Возрождения пополнило имя скульптора Брешано

Среди коллег и современников Брешано есть те, о ком мы знаем гораздо больше, чем о нем. Например, Андреа Риччио (1470–1532) справедливо почитают как одного из лучших итальянских скульпторов Ренессанса, работавших в бронзе. Его монументальный — более 3,5 м в высоту — пасхальный подсвечник (1507–1516) в базилике Святого Антония в Падуе признан величайшим творением своей эпохи. Славу скульптора Андреа Риччио принесли сложные рельефы, изощренное архитектурное оформление гробниц, авторские бронзовые статуэтки. 

А вот то, что в широком смысле считается декоративной бронзовой скульп­турой: подсвечники, подставки для каминных наборов, кувшины, дверные молотки, — обычно либо не принимают во внимание, либо относятся к таким работам снисходительно. Поэтому неудивительно, что монография Чарльза Эвери — первое исследование об Андреа ди Бартоломео ди Алессандри (1524/25–1573), больше известном под именем Иль Брешано. В отличие от Риччио, он посвятил себя исключительно искусству малых форм. Неизвестно ни одной статуи, самостоятельно им созданной, хотя его друг Алессандро Витториа в 1566 году пригласил Брешано для отливки своего великолепного «Святого Себастьяна», находящегося сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Впрочем, есть еще одна причина, по которой ему пришлось так долго ждать своего звездного часа.

До того, как Эвери занялся изучением наследия Брешано, последний был известен главным образом как создатель пасхального подсвечника из собора Санта-Мария делла Салюте в Венеции. Более чем двухметровое, украшенное шестью десятками фигур, произведение это подписано автором и датировано 1565 годом, потому в научный оборот было введено уже давно. Но лишь в 1996 году ситуация начала меняться: на продажу была выставлена пара великолепных подставок для каминных наборов из коллекции маркиза Бьюта, и именно Чарльз Эвери признал Брешано автором этих предметов, которые энциклопедист Козимо Бартоли в письме из Венеции в 1568 году рекомендовал приобрести флорентийскому принцу Франческо ди Медичи.

Эти несколько атрибутированных Брешано работ составили ядро, опираясь на которое, Эвери за четверть века обнаружил и описал солидное наследие скульптора, куда вошли еще два пасхальных подсвечника из соборов в Ровиго и Бари и множество мелких предметов. Параллельно искусствовед Эмма Джонс сделала ряд важных открытий в архивах. В итоге каталог, основанный на исследованиях Эвери, включает в себя 83 статьи.

В этой книге есть, пожалуй, только один неизбежный пробел, касающийся эскизов. Брешано был, безусловно, великолепным мастером по бронзе и мог создавать собственные эскизы, но только от случая к случаю. Эвери предполагает, что его визуальные идеи могли воплощать в рисунках другие художники. В частности, сохранился рисунок, сделанный итальянским карандашом на голубой бумаге, который, несомненно, служил предварительным эскизом подпоры для «Креста святого Тео­дора», созданного Брешано в 1567 году. Хранящийся сегодня в Венецианской академии, рисунок характеризуется как работа, сделанная «талантливой и умелой рукой». В описании сказано: «Анонимный рисовальщик, возможно, Якопо Сансовино или Брешано». И увы, других оснований для атрибуции этого рисунка Брешано нет. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+