18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От забвения — к славе за 25 лет

№91
Материал из газеты

Усилиями искусствоведа Чарльза Эвери список великих мастеров эпохи Возрождения пополнило имя скульптора Брешано

Среди коллег и современников Брешано есть те, о ком мы знаем гораздо больше, чем о нем. Например, Андреа Риччио (1470–1532) справедливо почитают как одного из лучших итальянских скульпторов Ренессанса, работавших в бронзе. Его монументальный — более 3,5 м в высоту — пасхальный подсвечник (1507–1516) в базилике Святого Антония в Падуе признан величайшим творением своей эпохи. Славу скульптора Андреа Риччио принесли сложные рельефы, изощренное архитектурное оформление гробниц, авторские бронзовые статуэтки. 

А вот то, что в широком смысле считается декоративной бронзовой скульп­турой: подсвечники, подставки для каминных наборов, кувшины, дверные молотки, — обычно либо не принимают во внимание, либо относятся к таким работам снисходительно. Поэтому неудивительно, что монография Чарльза Эвери — первое исследование об Андреа ди Бартоломео ди Алессандри (1524/25–1573), больше известном под именем Иль Брешано. В отличие от Риччио, он посвятил себя исключительно искусству малых форм. Неизвестно ни одной статуи, самостоятельно им созданной, хотя его друг Алессандро Витториа в 1566 году пригласил Брешано для отливки своего великолепного «Святого Себастьяна», находящегося сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Впрочем, есть еще одна причина, по которой ему пришлось так долго ждать своего звездного часа.

До того, как Эвери занялся изучением наследия Брешано, последний был известен главным образом как создатель пасхального подсвечника из собора Санта-Мария делла Салюте в Венеции. Более чем двухметровое, украшенное шестью десятками фигур, произведение это подписано автором и датировано 1565 годом, потому в научный оборот было введено уже давно. Но лишь в 1996 году ситуация начала меняться: на продажу была выставлена пара великолепных подставок для каминных наборов из коллекции маркиза Бьюта, и именно Чарльз Эвери признал Брешано автором этих предметов, которые энциклопедист Козимо Бартоли в письме из Венеции в 1568 году рекомендовал приобрести флорентийскому принцу Франческо ди Медичи.

Эти несколько атрибутированных Брешано работ составили ядро, опираясь на которое, Эвери за четверть века обнаружил и описал солидное наследие скульптора, куда вошли еще два пасхальных подсвечника из соборов в Ровиго и Бари и множество мелких предметов. Параллельно искусствовед Эмма Джонс сделала ряд важных открытий в архивах. В итоге каталог, основанный на исследованиях Эвери, включает в себя 83 статьи.

В этой книге есть, пожалуй, только один неизбежный пробел, касающийся эскизов. Брешано был, безусловно, великолепным мастером по бронзе и мог создавать собственные эскизы, но только от случая к случаю. Эвери предполагает, что его визуальные идеи могли воплощать в рисунках другие художники. В частности, сохранился рисунок, сделанный итальянским карандашом на голубой бумаге, который, несомненно, служил предварительным эскизом подпоры для «Креста святого Тео­дора», созданного Брешано в 1567 году. Хранящийся сегодня в Венецианской академии, рисунок характеризуется как работа, сделанная «талантливой и умелой рукой». В описании сказано: «Анонимный рисовальщик, возможно, Якопо Сансовино или Брешано». И увы, других оснований для атрибуции этого рисунка Брешано нет. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+