18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Противоположности и сходства современного европейского искусства рассматривают в Берлине

№91
Материал из газеты

Международный проект «Объединенные различия. Современное европейское искусство» с участием 34 стран после Берлина обещают показать в Париже и Москве

Говорят, что нельзя дважды войти в одну реку. За последнее десятилетие сильно изменились политические, экономические реалии и даже сознание людей. Одновременно ушло время мегапроектов, таких как «Париж — Москва» и «Москва — Берлин». Биеннале все больше воспринимаются как дань традициям, в том числе уважения к кураторам второй половины ХХ века: Боде, Зееману и некоторым другим. Но большая международная команда (организаторами выставки, в английском названии которой Diversity United видятся United Nations — «объединенные нации», выступают «Петербургский диалог», Tempelhof Projects и Государственная Третьяковская галерея) пытается опровергнуть расхожее суждение о реке времени. В этом благородном стремлении их поддерживают правительства Германии, России и Франции.

Вальтер Шмерлинг, руководитель Фонда искусства и культуры из Бонна, возглавляет группу из десяти кураторов проекта о соединении различий. Россию в этой команде представляет Фаина Балаховская. В консультативный совет проекта вошли Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия, Бернар Блистен, директор Центра Помпиду, Петер Вайбель, директор ZKM (Центра искусств и медиатехнологий) в Карлсруэ.

Выставку изначально готовили к 75-летию окончания Второй мировой войны, но из-за пандемии открытие сдвинули на полгода. Теперь публика все чаще задается «адорновским» вопросом о возможности культуры после вируса. Ответ на него Михаил Пиотровский дал еще в прошлом году, сказав, что во времена закрытых границ культура осталась единственным мостом, соединяющим народы.

В итоге в своих различиях объединились 90 художников из 34 европейских стран. Около 20 авторов создали новые работы специально для «Объединенных различий». Девизом проекта стали слова Кристиана Болтански: «Моя Родина — искусство, а все остальные художники — часть моей семьи». Своеобразным логотипом — виртуальная инсталляция Люси + Хорхе Орта «Антарктическая деревня. Без границ»: на снегу установлены шесть палаток из ткани, сшитой из флагов разных стран.

В заявлениях, подготовленных к выставке, художники не скрывают различий. «Европа и демократия находятся под угрозой» (Вольфганг Тильманс). «Для меня Европа — это многое. Это прежде всего история, культура и общие ценности, которые я усвоил и передал своим детям. Это также механизм, который обеспечивает мир и позволяет избежать ошибок прошлого» (Янь Пэймин). «Я действительно надеюсь, что Европа и дальше будет расти вместе, принимать все больше и больше различий, открывать границы и бороться за демократию... предстоит еще много работы» (Моника Бонвичини). «Удивительное качество Европы — в том, что она существует и с ней живет миф о надежде» (Ирина Корина).

Место для показа выставки выбрано идеально — бывший аэропорт Темпльхоф в центре Берлина. Военный аэродром во времена нацизма, место, принимавшее «изюмные бомбардировки» в 1948–1949 годах, современное общественное пространство, сохранившее как взлетно-посадочную полосу, так и все исторические постройки.

Среди хитов выставки — мудрая «Зимняя поездка» Ансельма Кифера. Это большая инсталляция, в которой предметы полуразрушенного военно-полевого госпиталя автор помещает как декорацию среди изображений заснеженного леса — символа германской мифологии. Нервное «Взаимное расположение» Алисии Кваде демонстрируют два валуна, буквально нависшие над только что покинутой кем-то постелью. Можно ли в нее вернуться? И какие причины — экологические, политические, экономические — могут не позволить это сделать? Пророческий мобиль Анри Сала «Небесно-голубой» (2008) демонстрирует вибрацию двух «рук» в голубых антиковидных перчатках. Рукопожатие невозможно.

Зато бессмертна ирония: большая — 2,5 на 2 м — картина Янь Пэймина, французского художника китайского происхождения, показывает в красных коммунистических тонах «Наполеона, коронующего императором самого себя».

Аэропорт Темпльхоф
Объединенные различия. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж
9 июня - 19 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+