Говорят, что нельзя дважды войти в одну реку. За последнее десятилетие сильно изменились политические, экономические реалии и даже сознание людей. Одновременно ушло время мегапроектов, таких как «Париж — Москва» и «Москва — Берлин». Биеннале все больше воспринимаются как дань традициям, в том числе уважения к кураторам второй половины ХХ века: Боде, Зееману и некоторым другим. Но большая международная команда (организаторами выставки, в английском названии которой Diversity United видятся United Nations — «объединенные нации», выступают «Петербургский диалог», Tempelhof Projects и Государственная Третьяковская галерея) пытается опровергнуть расхожее суждение о реке времени. В этом благородном стремлении их поддерживают правительства Германии, России и Франции.
Вальтер Шмерлинг, руководитель Фонда искусства и культуры из Бонна, возглавляет группу из десяти кураторов проекта о соединении различий. Россию в этой команде представляет Фаина Балаховская. В консультативный совет проекта вошли Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия, Бернар Блистен, директор Центра Помпиду, Петер Вайбель, директор ZKM (Центра искусств и медиатехнологий) в Карлсруэ.
Выставку изначально готовили к 75-летию окончания Второй мировой войны, но из-за пандемии открытие сдвинули на полгода. Теперь публика все чаще задается «адорновским» вопросом о возможности культуры после вируса. Ответ на него Михаил Пиотровский дал еще в прошлом году, сказав, что во времена закрытых границ культура осталась единственным мостом, соединяющим народы.
В итоге в своих различиях объединились 90 художников из 34 европейских стран. Около 20 авторов создали новые работы специально для «Объединенных различий». Девизом проекта стали слова Кристиана Болтански: «Моя Родина — искусство, а все остальные художники — часть моей семьи». Своеобразным логотипом — виртуальная инсталляция Люси + Хорхе Орта «Антарктическая деревня. Без границ»: на снегу установлены шесть палаток из ткани, сшитой из флагов разных стран.
В заявлениях, подготовленных к выставке, художники не скрывают различий. «Европа и демократия находятся под угрозой» (Вольфганг Тильманс). «Для меня Европа — это многое. Это прежде всего история, культура и общие ценности, которые я усвоил и передал своим детям. Это также механизм, который обеспечивает мир и позволяет избежать ошибок прошлого» (Янь Пэймин). «Я действительно надеюсь, что Европа и дальше будет расти вместе, принимать все больше и больше различий, открывать границы и бороться за демократию... предстоит еще много работы» (Моника Бонвичини). «Удивительное качество Европы — в том, что она существует и с ней живет миф о надежде» (Ирина Корина).
Место для показа выставки выбрано идеально — бывший аэропорт Темпльхоф в центре Берлина. Военный аэродром во времена нацизма, место, принимавшее «изюмные бомбардировки» в 1948–1949 годах, современное общественное пространство, сохранившее как взлетно-посадочную полосу, так и все исторические постройки.
Среди хитов выставки — мудрая «Зимняя поездка» Ансельма Кифера. Это большая инсталляция, в которой предметы полуразрушенного военно-полевого госпиталя автор помещает как декорацию среди изображений заснеженного леса — символа германской мифологии. Нервное «Взаимное расположение» Алисии Кваде демонстрируют два валуна, буквально нависшие над только что покинутой кем-то постелью. Можно ли в нее вернуться? И какие причины — экологические, политические, экономические — могут не позволить это сделать? Пророческий мобиль Анри Сала «Небесно-голубой» (2008) демонстрирует вибрацию двух «рук» в голубых антиковидных перчатках. Рукопожатие невозможно.
Зато бессмертна ирония: большая — 2,5 на 2 м — картина Янь Пэймина, французского художника китайского происхождения, показывает в красных коммунистических тонах «Наполеона, коронующего императором самого себя».
Аэропорт Темпльхоф
Объединенные различия. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж
9 июня - 19 сентября