18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Противоположности и сходства современного европейского искусства рассматривают в Берлине

№91
Материал из газеты

Международный проект «Объединенные различия. Современное европейское искусство» с участием 34 стран после Берлина обещают показать в Париже и Москве

Говорят, что нельзя дважды войти в одну реку. За последнее десятилетие сильно изменились политические, экономические реалии и даже сознание людей. Одновременно ушло время мегапроектов, таких как «Париж — Москва» и «Москва — Берлин». Биеннале все больше воспринимаются как дань традициям, в том числе уважения к кураторам второй половины ХХ века: Боде, Зееману и некоторым другим. Но большая международная команда (организаторами выставки, в английском названии которой Diversity United видятся United Nations — «объединенные нации», выступают «Петербургский диалог», Tempelhof Projects и Государственная Третьяковская галерея) пытается опровергнуть расхожее суждение о реке времени. В этом благородном стремлении их поддерживают правительства Германии, России и Франции.

Вальтер Шмерлинг, руководитель Фонда искусства и культуры из Бонна, возглавляет группу из десяти кураторов проекта о соединении различий. Россию в этой команде представляет Фаина Балаховская. В консультативный совет проекта вошли Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия, Бернар Блистен, директор Центра Помпиду, Петер Вайбель, директор ZKM (Центра искусств и медиатехнологий) в Карлсруэ.

Выставку изначально готовили к 75-летию окончания Второй мировой войны, но из-за пандемии открытие сдвинули на полгода. Теперь публика все чаще задается «адорновским» вопросом о возможности культуры после вируса. Ответ на него Михаил Пиотровский дал еще в прошлом году, сказав, что во времена закрытых границ культура осталась единственным мостом, соединяющим народы.

В итоге в своих различиях объединились 90 художников из 34 европейских стран. Около 20 авторов создали новые работы специально для «Объединенных различий». Девизом проекта стали слова Кристиана Болтански: «Моя Родина — искусство, а все остальные художники — часть моей семьи». Своеобразным логотипом — виртуальная инсталляция Люси + Хорхе Орта «Антарктическая деревня. Без границ»: на снегу установлены шесть палаток из ткани, сшитой из флагов разных стран.

В заявлениях, подготовленных к выставке, художники не скрывают различий. «Европа и демократия находятся под угрозой» (Вольфганг Тильманс). «Для меня Европа — это многое. Это прежде всего история, культура и общие ценности, которые я усвоил и передал своим детям. Это также механизм, который обеспечивает мир и позволяет избежать ошибок прошлого» (Янь Пэймин). «Я действительно надеюсь, что Европа и дальше будет расти вместе, принимать все больше и больше различий, открывать границы и бороться за демократию... предстоит еще много работы» (Моника Бонвичини). «Удивительное качество Европы — в том, что она существует и с ней живет миф о надежде» (Ирина Корина).

Место для показа выставки выбрано идеально — бывший аэропорт Темпльхоф в центре Берлина. Военный аэродром во времена нацизма, место, принимавшее «изюмные бомбардировки» в 1948–1949 годах, современное общественное пространство, сохранившее как взлетно-посадочную полосу, так и все исторические постройки.

Среди хитов выставки — мудрая «Зимняя поездка» Ансельма Кифера. Это большая инсталляция, в которой предметы полуразрушенного военно-полевого госпиталя автор помещает как декорацию среди изображений заснеженного леса — символа германской мифологии. Нервное «Взаимное расположение» Алисии Кваде демонстрируют два валуна, буквально нависшие над только что покинутой кем-то постелью. Можно ли в нее вернуться? И какие причины — экологические, политические, экономические — могут не позволить это сделать? Пророческий мобиль Анри Сала «Небесно-голубой» (2008) демонстрирует вибрацию двух «рук» в голубых антиковидных перчатках. Рукопожатие невозможно.

Зато бессмертна ирония: большая — 2,5 на 2 м — картина Янь Пэймина, французского художника китайского происхождения, показывает в красных коммунистических тонах «Наполеона, коронующего императором самого себя».

Аэропорт Темпльхоф
Объединенные различия. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж
9 июня - 19 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+