Выставка — абсолютная противоположность проекту «Линия Рафаэля». То была 500-летняя история европейского искусства во всей полноте взаимовлияний, диалогов и перекличек. От публики требовалось немало усилий, чтобы все это осознать. Сейчас ей предложено не спеша, не обязательно в хронологическом порядке созерцать гениев чистой итальянской красоты. Всего 40 произведений XIII–XIV веков. Образом проекта стала «Мадонна с Младенцем» (1330–1340), созданная Мастером Мадонны из Перуджи, — шедевр на все времена. Между Эрмитажем и Национальной галереей Умбрии (которая как раз закрыла на реставрацию залы, где выставлены средневековые произведения) действует договор о сотрудничестве. Сочетание этих двух факторов позволило привезти в Петербург самые показательные полиптихи, выполненные на дереве. Их перемещают крайне редко. В 2022 году эрмитажный Проторенессанс планируется показать в Перудже.
Средневековое итальянское искусство долгое время находилось в глубокой тени Высокого Возрождения. Модным его сделали в середине позапрошлого века назарейцы и прерафаэлиты. В России этим искусством интересовались граф Григорий Строганов, владевший домом в центре Рима, и великая княжна Мария Николаевна, купившая виллу «Кварто» близ Флоренции. Часть их собраний позже была подарена Эрмитажу.
Среди лучшего на умбрийской выставке Зоя Купцова, ее куратор, называет фрагменты доссале (прообраз алтаря): «Снятие с Креста», «Оплакивание», «Святые», а также двусторонний процессионный крест. Оба созданы в 1270–1280 годах Мастером Святого Франциска, связанным с базиликой в Ассизи. Это самые ранние из сохранившихся церковных произведений, они являются раритетом даже для Италии.
Икона «Мадонна с Младенцем» написана в 1300–1305 годах сиенским художником Дуччо ди Буонинсенья. От него берет начало позднесредневековая итальянская традиция: Симоне Мартини («Мадонна» из Эрмитажа), Пьетро Лоренцетти («Распятие» в Ассизи), Джентиле да Фабриано («Поклонение волхвов» из Уффици).
Скульптура представлена работой Арнольфо ди Камбио — это мраморный рельеф, который являлся фрагментом фонтана. Другая мраморная скульптура, неизвестного мастера, изображает святого Лаврентия. Когда-то она украшала главный фасад Дворца приоров, теперь на фасаде установлена копия.
Дизайн выставки разработан архитектором Виталием Королевым и отсылает к образу средневековой Перуджи. Впрочем, историческая часть города с тех пор не сильно изменилась.
Еще одним доказательством того, что Проторенессанс вечен, будет участие произведений из эрмитажного собрания в планируемой выставке представителя арте повера Альберто Бурри в Главном штабе. Состоится диалог через семь веков.
Государственный Эрмитаж
Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии (Перуджа)
До 18 августа