18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Произведения XIII–XIV веков из Умбрии показывают в Эрмитаже

№92
Материал из газеты

Эрмитаж чествует искусство Средневековья и Проторенессанса из Перуджи на выставке шедевров из собрания Национальной галереи Умбрии

Выставка — абсолютная противоположность проекту «Линия Рафаэля». То была 500-летняя история европейского искусства во всей полноте взаимовлияний, диалогов и перекличек. От публики требовалось немало усилий, чтобы все это осознать. Сейчас ей предложено не спеша, не обязательно в хронологическом порядке созерцать гениев чистой итальянской красоты. Всего 40 произведений XIII–XIV веков. Образом проекта стала «Мадонна с Младенцем» (1330–1340), созданная Мастером Мадонны из Перуджи, ­— шедевр на все времена. Между Эрмитажем и Национальной галереей Умбрии (которая как раз закрыла на реставрацию залы, где выставлены средневековые произведения) действует договор о сотрудничестве. Сочетание этих двух факторов позволило привезти в Петербург самые показательные полиптихи, выполненные на дереве. Их перемещают крайне редко. В 2022 году эрмитажный Проторенессанс планируется показать в Перудже.

Средневековое итальянское искусство долгое время находилось в глубокой тени Высокого Возрождения. Модным его сделали в середине позапрошлого века назарейцы и прерафаэлиты. В России этим искусством интересовались граф Григорий Строганов, владевший домом в центре Рима, и великая княжна Мария Николаевна, купившая виллу «Кварто» близ Флоренции. Часть их собраний позже была подарена Эрмитажу.

Среди лучшего на умбрийской выставке Зоя Купцова, ее куратор, называет фрагменты доссале (прообраз алтаря): «Снятие с Креста», «Оплакивание», «Святые», а также двусторонний процессионный крест. Оба созданы в 1270–1280 годах Мастером Святого Франциска, связанным с базиликой в Ассизи. Это самые ранние из сохранившихся церковных произведений, они являются раритетом даже для Италии.

Икона «Мадонна с Младенцем» написана в 1300–1305 годах сиенским художником Дуччо ди Буонинсенья. От него берет начало поздне­средневековая итальянская традиция: Симоне Мартини («Мадонна» из Эрмитажа), Пьетро Лоренцетти («Распятие» в Ассизи), Джентиле да Фабриано («Поклонение волхвов» из Уффици).

Скульптура представлена работой Арнольфо ди Камбио — это мраморный рельеф, который являлся фрагментом фонтана. Другая мраморная скульптура, неизвестного мастера, изображает святого Лаврентия. Когда-то она украшала главный фасад Дворца приоров, теперь на фасаде установлена копия.

Дизайн выставки разработан архитектором Виталием Королевым и отсылает к образу средневековой Перуджи. Впрочем, историческая часть города с тех пор не сильно изменилась.

Еще одним доказательством того, что Проторенессанс вечен, будет участие произведений из эрмитажного собрания в планируемой выставке представителя арте повера Альберто Бурри в Главном штабе. Состоится диалог через семь веков.

Государственный Эрмитаж
Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии (Перуджа)
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+