18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Греция научит туристов плавать культурно

№92
Материал из газеты

Желая привлечь туристов, страна готова смелее открывать для посещения подводные объекты культурно-исторического наследия

Ушедшие под воду античные города, амфоры времен Перикла и Сократа, якоря затонувших византийских кораблей, военные самолеты времен Второй мировой войны — все это можно обнаружить в море у берегов Греции. В наши дни доступ к уникальным подводным объектам культурно-исторического наследия постепенно приоткрывается. В надежде стимулировать туризм Министерство культуры и спорта Греции этой весной объявило о намерении снять действовавшие ранее ограничения и открыть для рекреационного дайвинга 91 место крушения судов, затонувших в период с 1868 по 1970 год. Министр Лина Мендони назвала морское дно Греции «подводным ковчегом нашей истории» и катализатором «устойчивого развития местных общин», а генеральный секретарь по делам культуры Георгий Дидаскалу добавил, что дайверов ждет «огромный подводный музей».

Развитие туристического сектора в этой сфере «позволит сделать морские памятники более доступными для широкой публики и обеспечить их более эффективную охрану», уверен Пари Каламара, директор Эфората (управления) по делам подводных древностей, основанного правительством Греции в 1976 году. Каламара отмечает, что нынешняя инициатива восходит к 2005 году, когда в Греции впервые была создана институциональная база для рекреационного дайвинга. В 2012 и 2015 годах был отобран ряд подводных объектов, для которых установили базовые эксплуатационные нормы.
Но первый подводный музей страны открылся лишь прошлым летом. За два месяца его работы на месте кораблекрушения, произошедшего приблизительно в 425–415 году до н.э. у необитаемого островка Перистера вблизи острова Аланисос, побывало почти 300 дайверов. Корпус корабля не сохранился, но груз, состоящий из почти 4 тыс. винных амфор, по-прежнему остается на месте. В текущем году доступ к объекту собираются открыть на четыре месяца, с июня по октябрь, а в полном объеме он заработает с весны 2023 года. 

К этому времени благодаря финансовой поддержке в размере €960 тыс., выделенной греческим правительством и Европейским союзом, у архипелага Северные Спорады и в западной части Пагасейского залива для посетителей откроются еще три подводных археологических объекта. Аквалангисты смогут увидеть место крушения римского корабля у мыса Телеграфос, а также груз нескольких кораблей и ряд средневековых якорей у мыса Гларос. А у берегов Кикинтоса любители дайвинга и снорклинга, подводного плавания на небольших глубинах, получат доступ к обломкам византийского судна с пифосами — керамическими сосудами для хранения продуктов. Впрочем, чтобы приобщиться к подводному наследию, быть дайвером вовсе не обязательно. Информационные центры на Аланисосе и в Амалиаполи в Пагасейском заливе позволяют посетителям совершить «погружение» к близлежащим местам кораблекрушений при помощи цифровых технологий.

Эфорат намерен привлечь внимание и к древним памятникам на побережье, оказавшимся под водой из-за сдвигов земной коры и повышения уровня моря. Разрабатывается система подводных информационных стендов с буйками на поверхности, которые помогут ориентироваться на территории доисторического поселения Павлопетри и древнего порта Кенхреи. Начиная с 2023 года специальное судно со стеклянным дном будет возить экскурсии по затонувшей вилле периода поздней Римской империи близ Эпидавра; готовятся и цифровые реконструкции объекта.

Ожидается, что в 2025 году откроет свои двери долгожданный Музей подводных древностей в Пирее. Его экспозиция расположится в пирейском порту, она будет включать в себя более 2,2 тыс. подводных находок. Ранее реализация проекта застопорилась, когда построенное в 1930-е годы силосное хранилище, где должен был разместиться музей, передали управляющей портом частной компании. Однако в минувшем декабре  Музейный совет (консультационный совет при Министерстве культуры) одобрил проект содержания и оформления экспозиции. Недавно премьер-министр страны Кириакос Мицотакис объявил, что музей получит финансирование в рамках национального плана по восстановлению после пандемии, известного как «Греция 2.0». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+