18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Греция научит туристов плавать культурно

№92
Материал из газеты

Желая привлечь туристов, страна готова смелее открывать для посещения подводные объекты культурно-исторического наследия

Ушедшие под воду античные города, амфоры времен Перикла и Сократа, якоря затонувших византийских кораблей, военные самолеты времен Второй мировой войны — все это можно обнаружить в море у берегов Греции. В наши дни доступ к уникальным подводным объектам культурно-исторического наследия постепенно приоткрывается. В надежде стимулировать туризм Министерство культуры и спорта Греции этой весной объявило о намерении снять действовавшие ранее ограничения и открыть для рекреационного дайвинга 91 место крушения судов, затонувших в период с 1868 по 1970 год. Министр Лина Мендони назвала морское дно Греции «подводным ковчегом нашей истории» и катализатором «устойчивого развития местных общин», а генеральный секретарь по делам культуры Георгий Дидаскалу добавил, что дайверов ждет «огромный подводный музей».

Развитие туристического сектора в этой сфере «позволит сделать морские памятники более доступными для широкой публики и обеспечить их более эффективную охрану», уверен Пари Каламара, директор Эфората (управления) по делам подводных древностей, основанного правительством Греции в 1976 году. Каламара отмечает, что нынешняя инициатива восходит к 2005 году, когда в Греции впервые была создана институциональная база для рекреационного дайвинга. В 2012 и 2015 годах был отобран ряд подводных объектов, для которых установили базовые эксплуатационные нормы.
Но первый подводный музей страны открылся лишь прошлым летом. За два месяца его работы на месте кораблекрушения, произошедшего приблизительно в 425–415 году до н.э. у необитаемого островка Перистера вблизи острова Аланисос, побывало почти 300 дайверов. Корпус корабля не сохранился, но груз, состоящий из почти 4 тыс. винных амфор, по-прежнему остается на месте. В текущем году доступ к объекту собираются открыть на четыре месяца, с июня по октябрь, а в полном объеме он заработает с весны 2023 года. 

К этому времени благодаря финансовой поддержке в размере €960 тыс., выделенной греческим правительством и Европейским союзом, у архипелага Северные Спорады и в западной части Пагасейского залива для посетителей откроются еще три подводных археологических объекта. Аквалангисты смогут увидеть место крушения римского корабля у мыса Телеграфос, а также груз нескольких кораблей и ряд средневековых якорей у мыса Гларос. А у берегов Кикинтоса любители дайвинга и снорклинга, подводного плавания на небольших глубинах, получат доступ к обломкам византийского судна с пифосами — керамическими сосудами для хранения продуктов. Впрочем, чтобы приобщиться к подводному наследию, быть дайвером вовсе не обязательно. Информационные центры на Аланисосе и в Амалиаполи в Пагасейском заливе позволяют посетителям совершить «погружение» к близлежащим местам кораблекрушений при помощи цифровых технологий.

Эфорат намерен привлечь внимание и к древним памятникам на побережье, оказавшимся под водой из-за сдвигов земной коры и повышения уровня моря. Разрабатывается система подводных информационных стендов с буйками на поверхности, которые помогут ориентироваться на территории доисторического поселения Павлопетри и древнего порта Кенхреи. Начиная с 2023 года специальное судно со стеклянным дном будет возить экскурсии по затонувшей вилле периода поздней Римской империи близ Эпидавра; готовятся и цифровые реконструкции объекта.

Ожидается, что в 2025 году откроет свои двери долгожданный Музей подводных древностей в Пирее. Его экспозиция расположится в пирейском порту, она будет включать в себя более 2,2 тыс. подводных находок. Ранее реализация проекта застопорилась, когда построенное в 1930-е годы силосное хранилище, где должен был разместиться музей, передали управляющей портом частной компании. Однако в минувшем декабре  Музейный совет (консультационный совет при Министерстве культуры) одобрил проект содержания и оформления экспозиции. Недавно премьер-министр страны Кириакос Мицотакис объявил, что музей получит финансирование в рамках национального плана по восстановлению после пандемии, известного как «Греция 2.0». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+