В собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина фрагменты древней урартской живописи из раскопок крепости Эребуни попали после совместной археологической экспедиции музея и Института археологии и этнографии АН Армянской ССР еще в 1960-х годах. Несколько наиболее полно сохранившихся фрагментов демонстрировались в экспозиции зала искусства Древнего и Ближнего Востока, но большая часть оставалась в запасниках.
Необходимость реставрации стала очевидна в 2016 году, когда хранитель Анастасия Ясеновская зафиксировала, что штукатурная основа фрагментов покрыта трещинами, красочный слой и края их осыпаются, гипсовые рамы потеряли прочность. Помимо чисто технических, перед специалистами стояли и финансовые проблемы. Их удалось решить благодаря помощи мецената Пушкинского музея Владимира Карташяна, члена совета директоров «Стройтранснефтегаза».
Крепость Эребуни на холме Арин-Берд, Ереван
Цитадель была заложена царем Урарту Аргишти I в 782 году до н.э., о чем говорят найденные на холме клинописные надписи, и стала древнейшим ядром современной столицы Армении. Предполагается, что Эребуни еще не меньше столетия после падения Урарту в VI веке до н.э. использовалась как опорный пункт персидской империи Ахеменидов. Первые находки были сделаны здесь в конце XIX века, но систематические раскопки прошли только в 1952–1973 годах, в ходе совместной экспедиции Института археологии и этнографии Академии наук Армянской ССР и ГМИИ, когда на холме был обнаружен крупный архитектурный комплекс. Крепость была обнесена стенами, внутри них находились дворец, два храма, хозяйственные постройки и жилища. Вместе они представляют собой памятник урартской и раннеармянской культуры (VIII–IV века до н.э.). Сейчас раскопки законсервированы и частично доступны публике, рядом действует музей «Эребуни».
Для реализации проекта ГМИИ обратился в отдел монументальной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) к художнику-реставратору Галине Вересоцкой, которая обладает большим опытом работы с археологической живописью. В мае 2017 года проект стартовал, в мае 2021-го прошел очередной отчетный этап, а полностью все должно завершиться к 2023 году.
Как поясняет Галина Вересоцкая на сайте проекта, кусочки древней живописи извлечены из «археологических завалов» из грунта, штукатурки и остатков стен. Во время экспедиции фрагменты с изображениями заливали гипсом и вынимали в получившихся рамах вместе с культурным слоем толщиной в несколько сантиметров. Во многих случаях сохраненной оказалась не лицевая сторона росписи, а ее отпечаток на нижележащих слоях. Стены с росписью были сырцовыми с наполнением органикой — соломой, которая за тысячелетия разложилась, из-за чего штукатурка стала чрезвычайно хрупкой, а пигменты лишились связующего и обратились чуть ли не в пыль. Чтобы сохранить их, археологи прямо на месте пропитывали фрагменты клеем. За минувшие полвека он потемнел и стал отслаиваться. Словом, проблем у реставраторов хватало.
В ходе работы Галина Вересоцкая освободила фрагменты от гипсовых рам — и обнаружила в толще спрессованной штукатурки еще один живописный слой. На сегодня открыто 9 новых участков живописи на 15 фрагментах росписи из Эребуни, причем многие сохранились лицевой стороной, что принципиально важно. Сейчас реставратор работает над еще пятью фрагментами, один из них достаточно крупный, и в нижних слоях его также могут найтись новые участки росписей.
Микропробы штукатурки, грунта и пигментов позволили понять технологию изготовления этих фресок. Проведен анализ пигментов, в результате чего обнаружен, в частности, «египетский синий» — самый древний из известных человеку синтетических красителей.
«Для историков искусства новые открытые фрагменты также важны, поскольку они обогащают уже известный изобразительный ряд урартских росписей Эребуни новыми образами», — рассказывает Рамиль Вергазов, хранитель урартской коллекции Пушкинского музея. Дело в том, что найденные росписи — это как традиционные урартские культовые композиции (многоярусные панно с изображением культовых животных, жрецов у священных деревьев, отдельных божеств), так и уникальные светские сцены (охота на колеснице, пасторальные мотивы в пейзаже, найденные, например, в большом зале дворца Аргишти I).
«Уникальность светских сцен состоит в том, что подобные композиции больше не встречаются в монументальном искусстве Урарту и они в целом не характерны для этой официальной художественной культуры, которая основана на каноне и специально отобранных группах сюжетов и иконографий. В этих светских сценах появляется пейзаж, фигуры более свободно изображены, вводятся пасторальные мотивы. Отдельные фрагменты перекликаются с прикладным искусством Урарту. Эти росписи выбиваются из общего изобразительного ряда монументальной живописи в Алтын-Тепе, Аянисе и других центрах Урарту, поэтому у ученых возник вопрос об их атрибуции», — поясняет хранитель урартской коллекции.
В будущем, после реконструкции главного здания ГМИИ, под коллекцию древностей Кавказа планируется выделить целый зал, где представят 30–35 фрагментов настенной живописи Урарту. Они будут выставлены с учетом последних тенденций в экспонировании. «Мы решительно отказываемся от каких бы то ни было современных вмешательств-реконструкций в оригинальный красочный слой (прорисовки современной краской по авторскому красочному слою, увы, практиковались в реставрации 1960–1970-х годов), чтобы реставрационные работы не искажали изначальный облик памятника, — говорит Рамиль Вергазов. — В будущей экспозиции реконструкции живописных сцен — полноценные полихромные или контурные — будут выполнены на специальном прозрачном материале, к которому могут крепиться оригинальные отреставрированные фрагменты росписей Эребуни. Поскольку перед нами археологическая живопись во фрагментах, подобные реконструкции необходимы для лучшего восприятия обычным зрителем этих замечательных произведений древневосточного искусства».