Примерно через год, а может быть, и раньше, в Самару поедут многие любители искусства, чтобы увидеть новый филиал Государственной Третьяковской галереи — гигантскую конструктивистскую фабрику-кухню в форме серпа и молота. За спасение этого шедевра архитектуры русского авангарда долго боролись, и теперь его судьба кажется благополучной.
В здании завершается реставрация, и на строительном занавесе уже нарисован манящий образ нового музея. Но Самара, в отличие, например, от Екатеринбурга или Новосибирска, вовсе не город конструктивизма. Ее исторический центр, довольно обширный и в целом как среда относительно неплохо сохранившийся, несмотря на плачевное состояние многих построек, особенно деревянных (кстати, именно в Самаре в 2015 году возникло волонтерское движение имени Тома Сойера, ныне охватившее уже десятки российских городов, участники которого помогают в ремонте и покраске старинных деревянных домов, обычно не являющихся памятниками под охраной), — так вот, лицо города представляет застройка XIX — начала XX века, где причудливые купеческие особняки соседствуют со скромными домишками обывателей и храмами разных конфессий — помимо православных соборов, тут есть и кирха, и костел, и синагога, и мечеть. Местные особенно гордятся своим модерном — всего в Самаре насчитывается около 90 памятников этого стиля. Тут работали такие выдающиеся мастера, как Александр Зеленко, вынесший идею модерна прямо из самой Вены, а впоследствии ставший соратником Федора Шехтеля и строивший в том числе в Москве.
В одном из самых роскошных его особняков — доме Курлиных, недавно открыт единственный в нашей стране музей модерна. В экспозиции можно видеть пейзаж художника-дилетанта, дружившего с хозяевами. Это Константин Головкин, экстравагантный богач, которому Самара обязана легендарным Домом со слонами. Спроектированная Головкиным его собственная вилла в стиле модерн на высоком волжском берегу еще до революции стала городской достопримечательностью, ее публиковали на открытках. И все, очевидно, из-за фигур двух бетонных слонов чуть ли не в натуральную величину, которыми архитектору-фантазеру вздумалось украсить свою дачу. Слоны отлично видны с реки, но вблизи сейчас представляют собой довольно жалкое зрелище: как будто их били палкой, бетон во многих местах утрачен. Да и вилла, многие годы находившаяся в ведомстве «Самараводоканала», прямо-таки просилась в другие руки (с 2020 года передана СамГТУ). Как-никак, такой выдающийся памятник, а сейчас и доступ туда ограничен, да и реставрацию было бы неплохо провести.
Еще одна важнейшая достопримечательность Самары — это широченная помпезная набережная протяженностью почти 5 км, с террасами, скверами и, что особенно приятно, с огромными пляжами. С 2016 года летом тут проводится «ВолгаФест» — фестиваль городских набережных с шоу воздушных змеев, едой, музыкой и вездесущим паблик-артом. Вид на Волгу открывается замечательный — тем более что на другом берегу нет никаких унылых новостроек, там природный заповедник. Недавно набережную, которую начали строить еще в середине 1950-х, аккуратно реконструировали, и на цоколе фонарей теперь можно прочитать: «Вашингтон. 1955». Так, оказывается, называлась модель фонарей, которую мы хорошо знаем по советским паркам культуры и отдыха, новые светильники являются точными репликами оригинальных.
На набережной в 2015 году установили памятник картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге» — бронзовые понурые фигурки в раме, наподобие памятника рембрандтовскому «Ночному дозору» в Амстердаме. Репин гостил в окрестностях Самары, в селе Ширяево, в творческой командировке, где сделал массу эскизов к картине. Вообще Самару не миновала эпидемия установки мелких монументов местным героям, причем выбраны они с большой изобретательностью. Так, на одном из перекрестков в старой части города притулился бронзовый бравый солдат Швейк (Ярослав Гашек застрял в Самаре в 1918 году). На торце соседнего дома сохранилась советская мозаика, а сам этот дом примечателен тем, что там была неформальная штаб-квартира Ширяевской биеннале современного искусства, которую 20 лет в том самом репинском селе проводили художники Неля и Роман Коржовы — «главная пара самарского искусства», как называет их местное издание.
Еще одна яркая вешка современного искусства — «Воробьиный бульвар» самарского художника Андрея Сяйлева. Объект паблик-арта, появившийся напротив здания исторического почтамта (модерн!) в прошлом году в рамках «Том Сойер феста», состоит из 150 старых почтовых ящиков, собранных художником по городу и расположенных по цветовой гамме, от синего и зеленого до благородно-ржавого. По замыслу автора, летом стену увьет плющ и ящики станут скворечниками для птиц.
Если есть желание познакомиться с местной творческой средой поближе, надо навестить новый креативный кластер «Дом 77» — там базируются разные студии и мастерские, и даже джазовый оркестр, а в теплое время во дворе организуют всякие модные увеселения.
Но, конечно, одной из главных точек притяжения для любителей искусства служит Самарский областной художественный музей, расположенный в солидном здании бывшего банка. На входе висит мемориальная табличка Анэтте Басс, легендарному директору музея, которая вместе с коллегами сумела сохранить в нелегкие времена выдающуюся коллекцию русского авангарда. Сто лет назад планировалось, что Самара станет форпостом нового революционного искусства и тут будет филиал Музея живописной культуры. Из столицы сюда были отправлены работы пророков нового искусства (Самуил Адливанкин, Казимир Малевич, Ольга Розанова и многие другие) и командированы сами творцы. Сейчас эту коллекцию можно видеть на выставке «Передовой отряд», организованной совместно с Третьяковской галереей. С открытием фабрики-кухни, филиала столичного музея, у Самары появятся новые возможности, чтобы стать одним из важнейших художественных центров страны.
Единственный в России музей модерна расположен в одном из красивейших особняков этого стиля. Он построен в 1903 году по проекту московского архитектора Александра Зеленко для купца Александра Курлина и его жены. Тут сохранились и интерьеры, и кованая ограда. Здесь можно узнать и об истории стиля в мировом контексте, и о самарских памятниках, и о драматичной жизни хозяев особняка. При музее работает детский клуб «Зеленка» в память о том, что архитектор Зеленко прославился еще и как организатор первых в России детских садов-клубов.
Древнее село, известное с XVII века как Ширяев Буерак, связано с именем Ильи Репина и легендарной картиной «Бурлаки на Волге». В 1870 году в компании коллег, в числе которых был пейзажист Федор Васильев, Репин провел в Ширяеве несколько месяцев, делая наброски к этой картине. Помимо любования волжскими далями, тут можно побывать в пещерах-каменоломнях в Жигулевских горах и посетить дом-музей Репина — избу, где останавливался художник. До недавнего времени в селе проходила Ширяевская биеннале современного искусства.
Один из самых старых заводов в России построен в 1881 году австрийцем Альфредом фон Вакано. Пиво, прославившееся как «Жигулевское», до 1930-х годов называлось «Венским». Альфред фон Вакано сделал очень много для благоустройства Самары, стал почетным гражданином, но после революции вынужден был спасаться бегством на родину. А организатор революции Ленин, когда еще был Ульяновым, столовался в открытой Вакано кухмистерской (здание отлично сохранилось). На заводе можно заказать экскурсии и дегустацию в самой знаменитой пивной города по прозвищу «Дно» .
Частное выставочное пространство, открытое в 2005 году столичным меценатом Леонидом Михельсоном, основателем фонда V-A-C. Галерея специализируется на искусстве XX–XXI веков, проводит «квартирную триеннале», выступает партнером музеев, в частности Третьяковки. До 18 апреля работает выставка «Художники у станка. Искусство после революции» из коллекции Третьяковки — Александр Дейнека, Соломон Никритин, Юрий Пименов и другие. При галерее действуют библиотека современного искусства, образовательные программы: школа коллажа, школа рисования.