18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн

Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова

Летний аукцион русского искусства Christie’s в Лондоне принес £6,2 млн и привлек более 100 покупателей, участвовавших в торгах в зале, по телефону и онлайн. Как отмечают в аукционном доме, в разделе живописи были достигнуты рекорды цен на работы редчайшего на рынке Дмитрия Левицкого («Портрет императора Павла I», £863 тыс.), Константина Горбатова (его роскошный сказочный «Невидимый град Китеж» 1913 года ушел за £525 тыс.), Сергея Чехонина («Натюрморт с розами, анемонами и хризантемами в китайской вазе», £275 тыс.) и Дмитрия Пригова («Шесть композиций из серии Appearances» на газетных полосах, £22,5 тыс., из собрания фонда Мирей и Джеймса Леви). С абсолютным успехом была продана коллекция произведений фирмы Фаберже, ранее принадлежавшая Александре Анастасии Гамильтон, герцогине Аберкорнской: 18 лотов ушли за £954 тыс. Фаворитом среди них стала фигурка слона с башенкой из обсидиана, украшенная золотом, драгоценными камнями и эмалью, ушедшая с молотка за £237 тыс. при эстимейте £70–90 тыс. Императорская фарфоровая ваза периода правления Николая I, расписанная копией жанровой сценки голландского мастера XVII века Якоба Охтервелта (1634–1682) под названием «Серенада», продана за £400 тыс. при оценке в £200–300 тыс.

Прошедшие в онлайн-формате торги Sotheby’s принесли £9,7 млн за живопись и графику и £4,2 млн за прикладное искусство и Фаберже, подтвердив статус дома как лидирующего на русском рынке. На самую дорого оцененную вещь — гуашь Наталии Гончаровой «Житие святых мучеников Фрола и Лавра», участвовавшую в «Первой выставке лубков» в Москве в 1913 году и оцененную в £700–900 тыс., — покупателей не нашлось. Зато оба полотна Михаила Ларионова — и импрессионистическая «Листва», и фовистская «Обнаженная» — проданы в сумме на полтора миллиона фунтов. Однако самой дорогой картиной на торгах оказался старый добрый пейзаж с водой Ивана Айвазовского: «Лунный свет над Днепром» ушел за £983 тыс. при эстимейте £300–500 тыс.

«Обнаженная» Давида Штеренберга не продана, как и «Портрет Алексеевой» кисти Николая Фешина. Зато «Сибиряк» Константина Рождественского — картина, созданная под влиянием «Крестьянского цикла» Казимира Малевича, — вырос в цене до £277 тыс. Наблюдатели отметили интригующий рост цены на полотно «Парадная лестница в особняке Лазарева в Санкт-Петербурге» анонимного русского художника XIX века — с эстимейта в £4–6 тыс. до £126 тыс. Также активно покупатели бились за две панели Константина Судейкина. В ходе торгов они подорожали в три раза и ушли за £680 тыс., но это объяснимо: они созданы для легендарного петербургского кабаре «Привал комедиантов». Помещения кабаре были расписаны Александром Яковлевым и Борисом Григорьевым, третья комната досталась Судейкину, который закрыл ее окна деревянными щитами с изображением персонажей комедии дель арте. Этот зал, где проходили спектакли, получил название «зал Гоцци и Гофмана». Росписи Григорьева и Яковлева погибли во время наводнения 1924 года, а работы Судейкина каким-то образом спаслись и всплыли на западном рынке в 1990-х.

Лидерами раздела современного искусства ожидаемо стала «Пустая картина» Ильи Кабакова (£402 тыс.) и неожиданно — «Большой рай» 1994 года Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, за который случилась настоящая война ставок, завершившаяся на £239 тыс. (при эстимейте £20–30 тыс.).

Аукцион MacDougall’s прошел «на отлично», считают его директора Екатерина и Уильям Макдугалл. Итог торгов — £4,4 млн, практически все топ-лоты проданы (надо отметить, что дом составил каталог только из живописи и графики конца XIX — конца XX века, без произведений прикладного искусства). Лидерами стали полотна Ивана Шишкина «Лесной пейзаж» (£513 тыс.) и «Баллада» Михаила Нестерова (£495 тыс.). Натюрморты Роберта Фалька и Александра Шевченко получили по £286 тыс. и £283 тыс. соответственно. Но самым дорогим лотом оказалось огромное полотно «Небосвод» 2007 года Эрика Булатова: оно продано за £645 тыс. и стало, таким образом, самым дорогим произведением современного искусства этой «русской недели».

На русских торгах Bonhams установлен рекорд стоимости для работ Николая Кузнецова — художника, бывшего членом «Бубнового валета», а потом отодвинутого советской властью от художественного процесса как «не нашедший своего творческого лица». Его «Натюрморт с яблоками и апельсиновым деревом» продан за £212 тыс. А самым дорогим лотом торгов стал «Утренний натюрморт» Давида Бурлюка, созданный художником еще до отъезда в США и относящийся к той категории ранних футуристических работ, которые художник даже пытался восстановить для планировавшейся выставки в Нью-Йорке. Натюрморт оставался в России и с 1960-х годов хранился в коллекции директора Русского музея Василия Пушкарева. Полотно ушло за £250 тыс. при эстимейте 180–220 тыс.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+