18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Независимые арт-хозяйства России нуждаются в поддержке

№92
Материал из газеты

Художественные самоорганизации сталкиваются с рядом проблем, решить которые удается далеко не всем

Если верить недавно вышедшему исследованию о художественной самоорганизации в России, то в среднем энтузиазма создателям независимых пространств, так называемых artist-run spaces, хватает на два-три года и лишь единицы получают какой-никакой статус и финансовую поддержку. Между тем именно такие неофициальные организации (квартирные галереи, уличные фестивали и выставки) создают в наших городах живую, непосредственную и креативную атмосферу, в которой рождаются новые идеи и новые звезды.

Центру современного искусства «Цикорий» в городе Железногорск Курской области, можно сказать, повезло: деятельность группы энтузиастов (Александра Дорофеева, Эдуард Душный, Николай Сальков и другие), проведших собственными силами за пять лет пару биеннале, кинофестиваль и кураторскую школу, заметили. В результате при поддержке московского музея «Гараж» и фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в мае у «Цикория» открылось свое пространство: выставочный зал, библиотека, магазин, кафе на 200 м реконструированной старой пекарни. Забавно, что сами «цикоряне» сравнивают себя с фермерами. «Мы создаем фермерский выставочный продукт, без ГМО и консервантов», — сказано на сайте центра. Аналогия почти идеальная, с одним «но»: подавляющее большинство таких арт-инициатив не имеет никакой коммерческой или бизнес-составляющей и часто существует на птичьих правах, что делает их весьма уязвимыми.

Недавний пример из Томска, попавший в новости: местные власти решили прикрыть существующую с 2018 года «арс котельную». Веселый уличный перформанс «Великий поход», проведенный 1 мая, был расценен как несанкционированный митинг, 20 участников костюмированного шествия задержала полиция. Потом отпустила. Но полуруинированное здание заброшенной котельной в центре города, которое художники и музыканты «сквотировали» и привели в порядок, так что там стало возможно устраивать выставки, концерты и прочие тусовки, было объявлено аварийным и вход в него заварен (оно и правда аварийное, но дыра в крыше до какого-то момента никому не мешала). «Тот факт, что в Томске, который власти и жители часто называют „культурным и студенческим“ городом, одна за другой закрываются независимые и государственные ориентированные на молодую аудиторию культурные площадки (например, Сибирский филиал ГЦСИ, SPLENDOR GALLERY, культурное пространство Flat и галерея Locus, салон „Подвал“), мы считаем провалом локальной культурной политики и все это время работали над исправлением ситуации. Мы готовы продолжать работу, — заявляют в открытом письме члены сообщества «арс котельная» и просят городскую администрацию выделить им любое место: — Мы уверены, что городу необходимы разнообразные (или хотя бы какие-нибудь) культурные  пространства».

И «Цикорий», и «арс котельная» попали в книгу «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020», выпущенную музеем «Гараж». Это исследование открывает редко всплывающую на публичную поверхность атлантиду если не подпольной, то альтернативной российской художественной жизни и демонстрирует невероятную креативность творческой молодежи, которая компенсирует нулевое финансирование сплоченностью и изобретательностью. Достаточно сказать, что галерею можно устроить не только в квартире или гараже, но и в туалете, в шкафу, в ящике и даже в мягкой игрушке (галерея «Скот» из Нижнего Тагила), а биеннале провести на льду зимней Волги (Ледовая биеннале в Самаре). Вот некоторые цифры из этого исследования. Среднее количество участников таких самоорганизаций — от 10 до 25 человек, среднее время существования — 2–3 года. Однако есть и долгожители, и поистине массовые истории, как знаменитая «Монстрация» — абсурдистское уличное шествие, возникшее в 2004 году в Новосибирске и сейчас проходящее в десятках городов и насчитывающее до 4 тыс. участников. Большинство из независимых инициатив за эти 20 лет были сосредоточены в Москве (39%) и Санкт-Петербурге (10%) (это понятно: сюда стекаются таланты из регионов), далее следуют Архангельск, Владивосток и Казань. В числе самых заметных самоорганизаций — центр «Типография» в Краснодаре, основанный группировкой ЗИП при поддержке меценатов, и закрывшийся в 2019 году Воронежский центр современного искусства, породивший целую плеяду звезд — от Арсения Жиляева до Ивана Горшкова.

Все эти «открытые системы» противостоят официозу, бюрократии и регламентам «сверху», однако именно поэтому особенно нуждаются в поддержке своей независимости. Во многих странах существуют государственные гранты для таких самоорганизаций. В России же пока подобной системы нет. Возможно, что исследование, показывающее всероссийский масштаб этого явления, станет шагом к ее созданию.

Материалы по теме:
«Цикорий» врос в пейзаж
Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+