18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Независимые арт-хозяйства России нуждаются в поддержке

№92
Материал из газеты

Художественные самоорганизации сталкиваются с рядом проблем, решить которые удается далеко не всем

Если верить недавно вышедшему исследованию о художественной самоорганизации в России, то в среднем энтузиазма создателям независимых пространств, так называемых artist-run spaces, хватает на два-три года и лишь единицы получают какой-никакой статус и финансовую поддержку. Между тем именно такие неофициальные организации (квартирные галереи, уличные фестивали и выставки) создают в наших городах живую, непосредственную и креативную атмосферу, в которой рождаются новые идеи и новые звезды.

Центру современного искусства «Цикорий» в городе Железногорск Курской области, можно сказать, повезло: деятельность группы энтузиастов (Александра Дорофеева, Эдуард Душный, Николай Сальков и другие), проведших собственными силами за пять лет пару биеннале, кинофестиваль и кураторскую школу, заметили. В результате при поддержке московского музея «Гараж» и фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в мае у «Цикория» открылось свое пространство: выставочный зал, библиотека, магазин, кафе на 200 м реконструированной старой пекарни. Забавно, что сами «цикоряне» сравнивают себя с фермерами. «Мы создаем фермерский выставочный продукт, без ГМО и консервантов», — сказано на сайте центра. Аналогия почти идеальная, с одним «но»: подавляющее большинство таких арт-инициатив не имеет никакой коммерческой или бизнес-составляющей и часто существует на птичьих правах, что делает их весьма уязвимыми.

Недавний пример из Томска, попавший в новости: местные власти решили прикрыть существующую с 2018 года «арс котельную». Веселый уличный перформанс «Великий поход», проведенный 1 мая, был расценен как несанкционированный митинг, 20 участников костюмированного шествия задержала полиция. Потом отпустила. Но полуруинированное здание заброшенной котельной в центре города, которое художники и музыканты «сквотировали» и привели в порядок, так что там стало возможно устраивать выставки, концерты и прочие тусовки, было объявлено аварийным и вход в него заварен (оно и правда аварийное, но дыра в крыше до какого-то момента никому не мешала). «Тот факт, что в Томске, который власти и жители часто называют „культурным и студенческим“ городом, одна за другой закрываются независимые и государственные ориентированные на молодую аудиторию культурные площадки (например, Сибирский филиал ГЦСИ, SPLENDOR GALLERY, культурное пространство Flat и галерея Locus, салон „Подвал“), мы считаем провалом локальной культурной политики и все это время работали над исправлением ситуации. Мы готовы продолжать работу, — заявляют в открытом письме члены сообщества «арс котельная» и просят городскую администрацию выделить им любое место: — Мы уверены, что городу необходимы разнообразные (или хотя бы какие-нибудь) культурные  пространства».

И «Цикорий», и «арс котельная» попали в книгу «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020», выпущенную музеем «Гараж». Это исследование открывает редко всплывающую на публичную поверхность атлантиду если не подпольной, то альтернативной российской художественной жизни и демонстрирует невероятную креативность творческой молодежи, которая компенсирует нулевое финансирование сплоченностью и изобретательностью. Достаточно сказать, что галерею можно устроить не только в квартире или гараже, но и в туалете, в шкафу, в ящике и даже в мягкой игрушке (галерея «Скот» из Нижнего Тагила), а биеннале провести на льду зимней Волги (Ледовая биеннале в Самаре). Вот некоторые цифры из этого исследования. Среднее количество участников таких самоорганизаций — от 10 до 25 человек, среднее время существования — 2–3 года. Однако есть и долгожители, и поистине массовые истории, как знаменитая «Монстрация» — абсурдистское уличное шествие, возникшее в 2004 году в Новосибирске и сейчас проходящее в десятках городов и насчитывающее до 4 тыс. участников. Большинство из независимых инициатив за эти 20 лет были сосредоточены в Москве (39%) и Санкт-Петербурге (10%) (это понятно: сюда стекаются таланты из регионов), далее следуют Архангельск, Владивосток и Казань. В числе самых заметных самоорганизаций — центр «Типография» в Краснодаре, основанный группировкой ЗИП при поддержке меценатов, и закрывшийся в 2019 году Воронежский центр современного искусства, породивший целую плеяду звезд — от Арсения Жиляева до Ивана Горшкова.

Все эти «открытые системы» противостоят официозу, бюрократии и регламентам «сверху», однако именно поэтому особенно нуждаются в поддержке своей независимости. Во многих странах существуют государственные гранты для таких самоорганизаций. В России же пока подобной системы нет. Возможно, что исследование, показывающее всероссийский масштаб этого явления, станет шагом к ее созданию.

Материалы по теме:
«Цикорий» врос в пейзаж
Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+