18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятникам Константина Бранкузи не дают покоя

№92
Материал из газеты

Законы Европейского союза в области авторских прав не позволяют румынскому городу Тыргу-Жиу воспроизводить изображения трех расположенных на его территории скульптур Константина Бранкузи

Требование муниципалитета города Тыргу-Жиу, родины Константина Бранкузи, перевести наследие скульптора в общественное достояние будет рассмотрено в румынском суде. По действующему европейскому законодательству, местные власти не могут использовать изображения произведений Бранкузи, в том числе стоящего в городе скульптурного ансамбля. Кампанию возглавил местный политик и активист Юлиан Попеску.

Константин Бранкузи вырос в нескольких километрах от города Тыргу-Жиу на юго-западе Румынии, где сейчас находятся три его произведения, созданных в 1936 году в память о румынских солдатах, павших в Первой мировой войне. Эти работы, в том числе «Бесконечная колонна» (1938) высотой 29,3 м, считаются одними из высочайших образцов паблик-арта ХХ века и привлекают в Тыргу-Жиу поклонников художника со всего мира.

Скульптор умер в Париже в 1957 году, а пятью годами ранее отказался от румынского гражданства из-за того, что правительство Румынии не захотело принять в дар его работы. Не имея законных наследников, Бранкузи завещал свое собрание друзьям — супружеской чете художников Александра Истрати и Наталии Дмитреску, а после смерти Дмитреску в 1997 году оно вместе с авторскими правами перешло к их племяннику Теодору Николу. Интересы Николу представляет парижское общество ADAGP, специализирующееся на управлении авторскими правами художников.

Как подчеркивается в документе, распространяемом ADAGP, согласно закону ЕС от 1996 года, авторские права на работы Бранкузи остаются под контролем наследников на протяжении 70 лет после его смерти, и его произведения, таким образом, перей­дут в общественное достояние лишь в 2028 году. Однако Попеску возражает, что по румынским законам авторские права Бранкузи сохранялись лишь до 1973 года. Впрочем, законодательство, действовавшее в Румынии в момент смерти скульптора, едва ли применимо к случаю Бранкузи, который с 1952 года являлся подданным Франции.

Попеску также ссылается на положение Бернской конвенции об авторских правах, принятой в 1886 (!) году. Согласно этому документу, к произведениям архитектуры и другим работам с фиксированным местоположением, к числу которых относится и ансамбль в Тыргу-Жиу, применяется местное законодательство. Попеску подчеркивает, что удерживание прав препятствует производству информационных буклетов и ограничивает исследовательскую работу, в том числе не позволяя включать изображения скульптур из Тыргу-Жиу в книги и кинофильмы. Он считает несправедливым, что муниципалитет должен платить за техническое обслуживание скульптур, но при этом не имеет возможности получать от них прибыль.

Подобные споры вокруг авторских прав на скульп­турные памятники, включая городские монументы, случались и в России. Так, последние пару лет продолжается судебная тяжба между некоммерческим партнерством УПРАВИС (ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства) и издательством «Фест Хэнд», опубликовавшим путеводитель по Екатеринбургу с фотографией памятника основателям города Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. УПРАВИС требовал денежную компенсацию на основании договора с одним из создателей памятника, скульп­тором Петром Чусовитиным. В 2019 году Арбитражный суд Свердловской области частично удовлетворил иск УПРАВИС к издательскому дому и постановил взыскать с ответчика 10 тыс. руб. Впрочем, в следующем году юристы издательства подали встречный иск к УПРАВИС, в котором требовали признать недействительным договор по управлению исключительными правами на произведение, так как у памятника несколько авторов. Этот вопрос не решен однозначно до сих пор. 


НАДГРОБИЕ РАБОТЫ БРАНКУЗИ УВЕЗУТ С КЛАДБИЩА?

C тех пор как цены на скульптуры Константина Бранкузи на мировых аукционах взлетели до семизначных чисел (он входит в пятерку самых дорогих скульпторов, рекорд цены на его работу — $71 млн), наследие мастера неоднократно становилось предметом судебных разбирательств. Так, уже более десяти лет продолжается спор вокруг «Поцелуя» 1909 года, главной достопримечательности парижского кладбища Монпарнас. Мраморная скульптура была установлена на могиле Татьяны Рачевской, русской студентки, покончившей с собой в 1910 году. Ее возлюбленный, румынский врач по имени Соломон Марбайс установил в качестве надгробия приобретенную им у Бранкузи скульптуру. В 2005 году шесть человек заявили, что владеют правами на версию «Поцелуя» на кладбище Монпарнас, а дилер Гийом Дюамель и французский аукционный дом Millon начали поиски потомков Рачевской, которых они обнаружили на Украине. Адвокаты нашли и продемонстрировали сохранившиеся документы о том, что работа была заказана и оплачена. Скульптор получил за нее 200 франков (примерно €732). Следовательно, это доказывает, что «Поцелуй» с 1911 года принадлежал родителям Рачевской. Тогда власти Парижа, чтобы предотвратить демонтаж надгробия, объявили его памятником архитектуры и культуры, который нельзя перемещать. Однако Апелляционный суд Парижа в феврале этого года отменил решение властей. Судебная тяжба продолжается.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+