18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Кирилл Фирсов: «Железный век в ГИМе мы воссоздали с помощью „перемещенных ценностей“ из Берлина»

В Историческом музее до 15 июля работает выставка «Железный век. Европа без границ». Куратор проекта, главный хранитель отдела археологических памятников Кирилл Фирсов рассказал нам о подробностях этого сложного проекта

В чем особенность проекта «Железный век. Европа без границ» в Историческом музее?

В первую очередь то, что в основе выставки — памятники, которые были перемещены в 1945 году из Берлина в СССР. Она входит в серию выставок, работа над которыми идет уже около 20 лет: первой была «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007), потом «Бронзовый век» (2013), и вот, наконец, настала очередь железного века. У нас уже сложился огромный авторский коллектив с российской стороны (ГИМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж) и немецкой. Когда-то эту исследовательскую работу впервые предложили начать именно немцы, которые просто не могли понять, где находятся те экспонаты, которые были у них изъяты.

Германская сторона знала, что эти предметы уцелели, или считала их погибшими?

Они знали, что вещи были у них вывезены, но что случилось с ними в дальнейшем — им было неизвестно: сохранились они или нет, где находятся, в каком музее. Мы начали изучение и выяснили, что в трех крупнейших музеях России хранится часть этой огромной коллекции. Началась очень долгая работа: выявление, научное описание, создание подробных каталогов. Вещи лежали в запасниках совершенно неисследованные и нередко в плохом состоянии, требующем реставрации. Кстати, у нас в каталоге этой выставки 720 страниц, такого еще не было — по двум предыдущим выставкам каталоги были меньше, потому что тут такое большое количество предметов. На этой выставке более 1300, при этом в Эрмитаже на выставке «Железный век» (ноябрь 2020 — февраль 2021) было чуть больше предметов. По сравнению с петербургским проектом мы немного изменили художественную и научную концепцию.

Эрмитаж — второй главный участник выставки. А кто еще в ней участвует?

Пропорционально участие музеев таково: Эрмитаж предоставил около 500 экспонатов, Исторический музей — более 500, ГМИИ — 98 вещей, Государственные музеи Берлина — 215 предметов. Привезенное из Германии — это остатки тех немецких археологических коллекций, единых комплексов (погребений, поселений, святилищ), основное ядро которых было перемещено в СССР. Причем, как показало наше исследование, принцип, по которому предметы распределялись в советское время, был совершенно произволен и непредсказуем, даже из одного археологического комплекса вещи почему-то попадали в разные музеи. На нашей выставке вещи из многих погребений впервые за почти 80 лет воссоединились в одной витрине. Скажем, вот витрина с объектами из кельтских «княжеских» погребений в Бессерингене (Саар, Германия): составные части колесницы, декоративные накладки остались в Берлине, золотая гривна оказалась в ГМИИ, а фрагмент кувшина — в Эрмитаже.

Что это было за немецкое собрание?

Конкретно речь идет о коллекции Музея доисторического периода и ранней истории (Фонд прусского культурного наследия), который находится на берлинском Музейном острове. Это археологические памятники, которые попали в немецкий музей в XIX веке и до 1914 года (когда пополнение коллекций приостановилось по объективным причинам), это были как и находки германских археологов, так и покупки предметов, найденных иностранцами, включая наше Причерноморье — скифские вещи.

Помимо «перемещенных ценностей», чем дополнена эта выставка?

Ее главной темой является все-таки не конкретно «трофейное» искусство, а железный век сам по себе — эпоха, когда совершенно на разных территориях взрывообразно все начали изготавливать железные орудия. Поэтому мы дополнили «немецкие» предметы теми вещами из давних «русских» коллекций, которые являются наиболее представительными для этой эпохи, чтобы показать контекст, окружение, связи. «Немецких» вещей здесь немногим более половины, около 60%. А все остальное — сугубо российские коллекции, причем из них мы взяли самые характерные предметы.

Каков в итоге получился охват выставки, географический и хронологический?

Мы не стали брать все культуры этого периода — охват получился бы уж слишком грандиозный, и сосредоточились на самых ярких и важных образцах. Причем именно европейских — от Атлантического побережья до Урала. Есть и кусочек Турции — там были кельты-галаты. Две основные составляющие — гальштатская культура и латенская культура. Самыми ранними экспонатами оказались итальянские — Х–VIII века до н.э. (этруски, культура Виллановы).

Скифо-сарматскую часть экспозиции вообще можно назвать галереей драгоценностей. Мы показываем золотые шедевры из больших царских скифских курганов, раскопанных еще в XIX веке и тогда же попавших в Эрмитаж и ГИМ, — из Солохи, Чертомлыка, Куль-Обы. Впервые целиком выставляются находки из кубанского Северского кургана — это уже знаковая коллекция Исторического музея, раскопки Владимира Сизова 1881 года.

Что в дальнейшем в планах у проекта «Европа без границ»?

Остался неохваченным один важный период — с I по IV век н.э. Можно назвать его римским периодом, однако мы собираемся показывать не Рим, а те народы, те культуры, которые существовали в это время под его воздействием.


Государственный исторический музей
«Железный век. Европа без границ»
До 15 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+