18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из архивов пристрастного очевидца

№92
Материал из газеты

«Эссе о советском андеграунде» Валерия Вальрана — сборник статей, написанных в формате «о времени и о себе» свидетелем и участником многих значимых событий недавней эпохи

Автор этой книги Валерий Вальран известен в нескольких ипостасях. Петербургский художник, чьи работы хранятся в Русском музее, «Эрарте» и других коллекциях. Куратор выставок, в том числе в галерее «Арт-коллегия», где работал с 1997 года. Автор статей и книг о ленинградском андеграунде и истории фотографии. Социолог, исследователь с ученой степенью, чья монография «Музей и общество» (в соавторстве с Екатериной Потюковой) вышла в 2015 году под его настоящей фамилией Козиев.

В нынешний сборник включены статьи о фигурах ленинградского андеграунда: художниках, фотографах, рок-музыкантах, а также заметки о культурной жизни тех лет. Часть статей уже публиковалась ранее, например в сборнике «Ленинградский андеграунд» (2003, ныне библиографическая редкость), а также в каталогах и буклетах выставок, но многое увидело свет впервые.

Наиболее подробно автор фокусируется на периоде 1960–1970-х годов. Последующие времена он тоже рассматривает, но менее детально и чаще как хронику событий. Впрочем, и в разговоре о шестидесятниках и семидесятниках Вальран в значительной степени выступает как биограф и летописец, а не теоретик и искусствовед. Почти все статьи выстроены в виде пространных жизнеописаний и архивных хроник со множеством деталей, передающих атмосферу времени, с цитатами из интервью, текстов художников и воспоминаний коллег, с описанием выставок, подпольных или разрешенных, и перечислением работ.

В своих текстах Вальран выступает не только как архивариус, но и как очевидец, участник, а в ряде случаев организатор описываемых событий. Друг и собеседник художников, сохраняющий материалы их биографий и в качестве исторически значимых документов, и как следы дружбы и личной привязанности, Вальран не скатывается в мемуаристику, умело балансируя между позициями сподвижника и включенного в процесс наблюдателя. В разговоре о художниках нельзя упрекнуть автора и в излишней субъективности: опираясь на письма, рукописи и личные беседы, он столь детально реконструирует представления об искусстве и картину мира отдельных персонажей, что происходит это, кажется, ценой частичного отказа от собственного критического языка.

И если в одних случаях позиция автора как свидетеля времени, бывавшего в мастерской абстракциониста Евгения Михнова-Войтенко и не пропустившего поворотные для истории андеграунда выставки 1970-х, подкупает и заставляет проникнуться доверием к написанному, то в других пассажах книги это оказывается, скорее, минусом. Например, в текстах, где автор переходит к теоретизированию и делает исторические выводы и обобщения. Которые, складывается впечатление, основываются на личном опыте и наблюдениях и далеко не всегда подкреплены ссылками на соответствующие исследования и документы.

Справочного аппарата в книге недостает. Не для всех цитат указан источник, хотя сами они рассыпаны в статьях в изобилии. Факты зачастую приводятся без ссылок на подтверждающие их материалы, хотя кое-где, например в главе об идеологическом регулировании и запретах в области фотографии, они были бы весьма уместны. Наконец, в книге присутствуют тезисы если не спорные, то требующие уточнений. К примеру, слова о «публичной востребованности художественной культуры при отсутствии заказа на произведения искусства» в послевоенном СССР. Какого рода «заказ», на какие произведения и в какой мере отсутствовал? Даже в случае нонконформистов это выглядит неким упрощением: любители и коллекционеры их работ были и в советские годы.

От искусствоведческого и исторического текста ждешь выверенности и внимания к деталям. Но если автор жил и работал в определенную эпоху, помнит и осознает особенности и законы того времени — делает ли недостаток академичности его повествование менее ценным и значимым? Статьи, собранные в новом сборнике Валерия Вальрана, балансируют между историко-биографическими рассказами и личными впечатлениями от эпохи, и это в любом случае интересно прочесть.  

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+