Чайный клипер «Катти Сарк», спущенный на воду в 1869 году, был построен для того, чтобы победить в гонке судов, доставляющих на европейский рынок свежий урожай чая. Корабль назвали по имени молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер» — «смазливой девчонки», которая танцевала на шабаше в своей «короткой сорочке» (так название судна переводится с шотландского языка). Первоначально на носу корабля красовалась ровно такая юная соблазнительная фигура с развевающимися на ветру волосами.
С тех пор как в 1950-х «Катти Сарк» отреставрировали, поставили в сухой док и превратили в музей, его украшает более сдержанная носовая фигура, успевшая стать одной из достопримечательностей Гринвича и знакомая миллионам телезрителей по всему миру благодаря трансляциям лондонского марафона, участники которого пробегают мимо корабля. Однако недавно выяснилось, что фигура сгнила изнутри.
«Заметив, что на краю краска чуть пошла пузырями, мы сняли ее для обследования и быстро поняли, что проблема серьезная», — рассказывает Саймон Томпсон, заведующий хранением кораблей в Королевских музеях Гринвича. Решено было не реставрировать деревянную скульптуру, а заменить ее на более соответствующую оригинальному замыслу. Стоимость проекта, частично финансируемого за счет открытого сбора средств, составила £50 тыс. «В поисках подходящего мастера мы обращались за советом ко многим экспертам и раз за разом получали ответ, что нам нужен Энди Питерс», — рассказывает Томпсон.
Питерс известен на международном уровне как один из последних и самых искусных корабельных резчиков по дереву, хотя сам он подчеркивает, что раньше такие мастерские были в каждом порту и на каждой верфи. Впрочем, его собственная мастерская располагается вдали от моря, в оксфордширском городе Уотерсток. Он по-прежнему работает исключительно вручную, используя традиционные техники. Почти десятилетие он трудился над «Гётеборгом», репликой шведского ост-индского корабля, для которого в числе прочего создал пятиметровую носовую фигуру в форме льва, вырезанную из 3 т древесины.
Питерс преклоняется перед мастерством Фредерика Хелльера, происходившего из знаменитой династии резчиков. Именно Хелльер создал оригинальную носовую фигуру для «Катти Сарк», голова которой была утрачена в шторме в 1870-х годах. Автором же дошедшей до нас версии стал Артур Левисон. «Он работал во времена, когда денег было мало, а ресурсы ограниченны», — говорит Питерс и добавляет, что «его отец был очень хорошим резчиком».
По счастью, у Питерса появилась возможность использовать набросок, сделанный для оригинальной фигуры. Он был недавно обнаружен в семейном архиве внучки Геркулеса Линтона, спроектировавшего и сам корабль, и носовую фигуру. «В поэме Бернса Тэм зачарован ее красотой, и я надеюсь, что моя версия будет ближе к оригиналу», — говорит Питерс. Этим летом созданная им фигура прибудет в Гринвич для финальной обработки древесины, покраски и золочения. Корабль уже давно пережил свой расчетный срок службы, составляющий всего несколько десятилетий. Есть надежда, что новая носовая фигура окажется не менее долговечной.