В Галерее Уффици во Флоренции приступили к реновации коридора эпохи Возрождения — этот проект директор музея Айке Шмидт назвал «предостережением от всех форм агрессии, направленной на людей и объекты наследия». Слова директора напоминают о взрыве возле коридора, устроенном мафией в 1993 году, в результате которого погибли люди и пострадали произведения искусства.
Крытый коридор длиной 760 м был построен для Козимо I Медичи по проекту живописца эпохи Возрождения и автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари в 1565 году. Благодаря этой галерее великий герцог мог незаметно перемещаться между палаццо Питти и палаццо Веккьо — своей резиденцией и дворцом правительства. С 1973 года Галерея Уффици демонстрировала в этом коридоре автопортреты художников, среди которых были Рембрандт и Джорджо де Кирико. В 2016 году галерею закрыли по требованиям безопасности.
Реновация, которая обойдется в €10 млн, началась в апреле, а завершиться должна через 11 месяцев. За это время коридор Вазари оснастят современными системами отопления и климат-контроля, будет организован доступ для людей с ограниченными возможностями, появятся лифты, светодиодное освещение и дополнительные эвакуационные выходы. Место прежних автопортретов займут три десятка античных скульптур и фрески XVI века.
Шмидт хочет открыть обновленную галерею 27 мая 2022 года. Дата выбрана не случайно: именно в этот день на Виа деи Джеоргофили в 1993 году взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль. В результате теракта, спланированного мафией, погибло пять человек, включая младенца и девятилетнего ребенка, еще 48 получили ранения. Около четверти картин, висевших в коридоре Вазари, были повреждены осколками и огнем. В частности, сильно обгорело «Поклонение пастухов» (1620) Герарда ван Хонтхорста.
«Существует взаимосвязь между насилием над людьми и насилием над культурными объектами, — объяснил Айке Шмидт The Art Newspaper. — Террористы выбрали Уффици, потому что наш музей во всем мире признается жемчужиной итальянского культурного наследия».
Там, где коридор Вазари выходит на улицу деи Джеоргофили, а также над мостом Понте Веккьо установят два мемориала. Первый — с увеличенными фотографиями картин, уничтоженных взрывом; второй — огромные кадры с видами Флоренции, разрушенной отступающими нацистами в 1944 году.
Второй мемориал почти наверняка вызовет болезненную реакцию, учитывая ту роль, которую Галерея Уффици сыграла в становлении фашистского режима в Италии. Во время визита во Флоренцию в 1938 году Бенито Муссолини вместе с Адольфом Гитлером лично прошелся по коридору Вазари перед посещением музея. К приезду фюрера итальянский диктатор даже распорядился расширить окна коридора, чтобы произвести впечатление на гостя панорамными видами реки Арно.