18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже реставрируют портреты императриц и великих княгинь

№92
Материал из газеты

Полотна мало знакомы зрителю, теперь же некоторые из них поместят в постоянную экспозицию

Специалисты Государственного Эрмитажа работают над реставрацией портретов императриц и великих княгинь. Она ведется в рамках долгосрочной программы «Великие женщины российского императорского двора», которую поддерживает Петербургский нефтяной терминал. Уже завершен портрет Екатерины II, идет работа над парадным изображением великой княгини Елизаветы Алексеевны. Близка к финалу реставрация портрета Марии Федоровны, второй жены Павла I.
Эти полотна мало знакомы широкому зрителю: на протяжении XX века большинство из них находилось в запасниках. Как, например, портрет Марии Федоровны кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), больше 100 лет хранившийся накатанным на вал. На этом парадном портрете императрица изображена в малой императорской короне перед троном, рядом на кушетке лежит свиток с планом Воспитательного дома для благородных девиц, находившегося под ее покровительством. В то время модели уже исполнилось 40 и она была матерью 10 детей, но на портрете выглядит как юная принцесса.

Специалисты изготовили для полотна новый подрамник, сняли слои потемневшего лака и укрепили красочный слой. По словам Алексея Никольского, художника-реставратора высшей категории лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, мастерам удалось предотвратить осыпания краски, убрать так называемые грядки — отставания красочного слоя со вздутиями, которые сейчас не видны. Процесс оказался трудоемким, и он еще не завершен, идет работа над тонировками и ретушью. «Сложности были связаны и с размером картины, — поясняет Алексей Никольский. — Его несколько раз меняли, загибая края холста с красочным слоем, вероятно, при перемещении в другие интерьеры. В 1860-х годах, видимо к 100-летию Виже-Лебрен, портрету вернули первоначальный формат и он занял место в Романовской галерее, где экспонировался до 1918 года. Нам удалось сохранить красочный слой на местах заломов холста».

Непростая судьба была и у портрета Екатерины II работы Пьера Этьенна Фальконе (1741–1791). Он тоже весь XX век находился в запасниках. Исследования в инфракрасном спектре показали, что художник воспользовался холстом с уже имевшимся изображением на античный сюжет. Известно, что для этого портрета императрица позировала лишь один раз. За тот сеанс Фальконе успел написать лицо, сделать набросок фигуры. И потом долго работал над деталями костюма и интерьера, над изображением любимой левретки императрицы. Впервые отреставрированный портрет показали год назад на выставке «Это сам Потемкин!». Вскоре полотно зай­мет место в постоянной экспозиции.

В фондах Государственного Эрмитажа находятся десятки портретов императриц и великих княгинь, которые в рамках проекта будут отреставрированы и появятся в экспозиции. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+