18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Эрмитаже реставрируют портреты императриц и великих княгинь

№92
Материал из газеты

Полотна мало знакомы зрителю, теперь же некоторые из них поместят в постоянную экспозицию

Специалисты Государственного Эрмитажа работают над реставрацией портретов императриц и великих княгинь. Она ведется в рамках долгосрочной программы «Великие женщины российского императорского двора», которую поддерживает Петербургский нефтяной терминал. Уже завершен портрет Екатерины II, идет работа над парадным изображением великой княгини Елизаветы Алексеевны. Близка к финалу реставрация портрета Марии Федоровны, второй жены Павла I.
Эти полотна мало знакомы широкому зрителю: на протяжении XX века большинство из них находилось в запасниках. Как, например, портрет Марии Федоровны кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), больше 100 лет хранившийся накатанным на вал. На этом парадном портрете императрица изображена в малой императорской короне перед троном, рядом на кушетке лежит свиток с планом Воспитательного дома для благородных девиц, находившегося под ее покровительством. В то время модели уже исполнилось 40 и она была матерью 10 детей, но на портрете выглядит как юная принцесса.

Специалисты изготовили для полотна новый подрамник, сняли слои потемневшего лака и укрепили красочный слой. По словам Алексея Никольского, художника-реставратора высшей категории лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, мастерам удалось предотвратить осыпания краски, убрать так называемые грядки — отставания красочного слоя со вздутиями, которые сейчас не видны. Процесс оказался трудоемким, и он еще не завершен, идет работа над тонировками и ретушью. «Сложности были связаны и с размером картины, — поясняет Алексей Никольский. — Его несколько раз меняли, загибая края холста с красочным слоем, вероятно, при перемещении в другие интерьеры. В 1860-х годах, видимо к 100-летию Виже-Лебрен, портрету вернули первоначальный формат и он занял место в Романовской галерее, где экспонировался до 1918 года. Нам удалось сохранить красочный слой на местах заломов холста».

Непростая судьба была и у портрета Екатерины II работы Пьера Этьенна Фальконе (1741–1791). Он тоже весь XX век находился в запасниках. Исследования в инфракрасном спектре показали, что художник воспользовался холстом с уже имевшимся изображением на античный сюжет. Известно, что для этого портрета императрица позировала лишь один раз. За тот сеанс Фальконе успел написать лицо, сделать набросок фигуры. И потом долго работал над деталями костюма и интерьера, над изображением любимой левретки императрицы. Впервые отреставрированный портрет показали год назад на выставке «Это сам Потемкин!». Вскоре полотно зай­мет место в постоянной экспозиции.

В фондах Государственного Эрмитажа находятся десятки портретов императриц и великих княгинь, которые в рамках проекта будут отреставрированы и появятся в экспозиции. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+