18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ольга Дворецкая: «Главная проблема NFT-рынка — в продажу выброшено множество не имеющих ценности работ»

В Нижнем Новгороде открылась Disartive — выставка-ярмарка цифрового искусства и технологий. Ее основатель Ольга Дворецкая рассказала нам о проекте, авторских правах на цифровое искусство и будущем клубе коллекционеров NFT

Почему вы решили проводить ярмарку цифрового искусства в традиционной, очной форме, а не в виртуальном пространстве?

Наверное, надо начать с предыстории. Цифровое искусство возникло еще в 1960-х годах, но за редким исключением не смогло стать арт-товаром и предметом инвестиций. Продажи digital art не были подкреплены общественным договором, который бы устраивал всех участников арт-рынка — от художников до музейщиков и коллекционеров. Появившаяся уже в наши дни технология блокчейн значительно упростила выработку консенсуса. Собственно, эта технология сама по себе подразумевает общественный договор. И второе нововведение, о котором сегодня все говорят, — невзаимозаменяемый токен, NFT. Отныне любой цифровой файл, он же произведение цифрового искусства, имеет уникальный криптографический код — токен, NFT. Владение NFT подтверждает, что именно вы — держатель уникального piece of art.

В 2017 году появились проекты CryptoPunks и CryptoCats, эти родоначальники индустрии невзаимозаменяемых токенов. В марте 2021 года всего за сутки криптокотов было продано на $3 млн! Аукционные дома Christie’s, Sotheby’s, ярмарка Art Basel стали приглашать к себе на конференции участников этих групп и обсуждать грядущий рынок NFT. В том же 2017-м я начала продавать искусство (картины) за биткоины на платформе CryptoShark, и формат оказался очень успешным. Вокруг меня сформировалось сообщество, клуб элитных предпринимателей — любителей криптоэкономики. Это были люди от программистов до министров. В результате мы решили переключиться на продажу цифрового искусства. Оно сегодня — новая роскошь.

И хотя вся жизнь этого искусства, от создания до продажи и экспонирования, проходит в виртуальном мире, общение офлайн крайне важно. Во-первых, ярмарка Disartive дает шанс digital-художникам показать работы максимально эффектно. Обычно их персональные арт-галереи — это картинки в телефоне, легкие по объему файлы. Во время ярмарки мы будем презентовать вещи на больших плазменных панелях. Для этого мы запрашиваем у участников работы в колоссальном, почти кинематографическом разрешении.

Во-вторых, ярмарка полезна зрителям. Она даст им новый опыт того, что есть digital art и как это искусство может существовать в пространстве дома, квартиры или офиса. Не говоря уже о том, что digital-коллекция всегда под рукой на любом электронном носителе: компьютере, планшете или телефоне. И хотя мы все прикованы к своим гаджетам, люди предпочитают общаться офлайн, что-то обсуждать, а искусство — это в первую очередь предмет обсуждения. Поэтому ярмарка идет в традиционном формате.

В-третьих, мы объявим о создании клуба коллекционеров NFT. Его основу составят бизнесмены, которые видят в криптовалюте большой потенциал для развития мировой экономики.

Ну и в-четвертых, это еще и школа для молодых художников. Сегодня по NFT-протоколу продаются работы двух больших групп. Это мастера, получившие признание в искусстве офлайн. Из российских звезд назову AES + F, Покраса Лампаса. И это моушен-дизайнеры, вчерашние создатели разного рода компьютерной анимации. У этой второй группы колоссальный технический потенциал, невероятный драйв, но они вне мирового арт-контекста. Вначале они выступали даже с протестом: «Мы особенные, мы — цифровые!» А сейчас говорят: «Нет-нет, мы хотим быть в искусстве, хотим стать арт-брендом». Я надеюсь, что наша ярмарка, где будут представлены все-все, даст этой молодежи пищу для размышлений и роста.

Каким образом digital art хранить? Как вы решаете проблему хостинга?

Пока нам хватает облачных ресурсов Google. Но это одна из насущнейших проблем — развитие сервисов по хранению. Digital art может храниться на SberCloud, на некоторых других приватных облачных сервисах — все зависит от того, насколько серьезная и дорогая у вас коллекция. В планах Disartive — поиск и сотрудничество с такими площадками.

Где показывать NFT-искусство? Насколько оно привязано к маркетплейсам, на которых куплено? И что произойдет, если они исчезнут?

Пока ни с одним ресурсом из тех, где продают и показывают NFT, ничего не случилось. Когда вы приобретаете NFT, это сразу индексируется на нескольких площадках — это же блокчейн! Есть закрытые и открытые блокчейны, с открытым и закрытым кодом. С закрытым, из известных — только NFTicket Way. Остальные подходят для всякого рода обменов. Если ты купил работу на Foundation.app, то через кошелек можешь ее трансферить на Rarible. На OpenSea, этой площадке для электронных презентаций, вообще все отражается. Персональные арт-галереи чаще всего делаются в Cryptovoxels. Еще есть Somnium Space и другие маркетплейсы, которые посещает множество народу.

Есть ли между площадками разница и рейтинг?

Есть. Он публикуется на DappRadar. Например, на ресурс SuperRare до сих пор трудно попасть, в их регистрационных правилах легко запутаться. Чтобы тебя на SuperRare признали художником, нужно пройти десять кругов ада: написать владельцу, чтобы он рассмотрел твою кандидатуру, и потом две-три недели ждать ответ. Они пристально следят за качеством того искусства, которое показывают. Зато с ними сотрудничают крупные авторы типа AES + F. Если ты художник и представлен на SuperRare, это круто. И там разные механики продаж: открытая, закрытая, ставки на аукционе.

Foundation.app — это аукцион. Он стал модным весной этого года, во время пандемии и карантина. Все сидели и ловили работы известных авторов, что само по себе занятие азартное и увлекательное.

Самая демократичная площадка — Rarible. Ее создатели — Александр Сальников и Алексей Фалин. Все коллекционеры любят ее. Еще есть Zorro, Mintbase, OpenSea. Мои любимые — Foundation.app, SuperRare и Rarible.

Кому принадлежат авторские права на NFT-искусство?

К сожалению, ныне существующий закон об авторском праве не учитывает существование такой специфической формы, как digital art. Пока права на него принадлежат автору-художнику. Поэтому покупка такого искусства сопровождается договором, где прописываются права покупателя, например возможность тиражировать образ на тех или иных носителях — на майках, в ювелирном искусстве и прочем.

Кто коллекционирует NFT?

Самая большая доля коллекционеров — это бизнесмены — энтузиасты криптовалюты.

В чем, на ваш взгляд, главные проблемы NFT-рынка?

Сейчас в продажу выброшено множество не имеющих ценности работ. Поэтому высок запрос на профессиональных консультантов, галеристов, коллекционеров, посвященных в тему музейных работников.


Выставка-ярмарка Disartive в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» 
Нижний Новгород
До 25 июня

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+