18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что это движется там у реки?

В Самаре завершился фестиваль городских набережных «ВолгаФест-2021», длившийся рекордные две недели

На фоне повсеместной отмены разного рода фестивалей и прочих массовых событий все же приятно сознавать, что кто-то успел и у кого-то получилось. «ВолгаФесту» в Самаре повезло и с погодой, и, в определенном смысле, со сроком проведения: он стартовал 7 июня, то есть еще до начала очередной серии коронавирусных ограничений, и ему все-таки дали возможность отработать программу полностью, включая финальный уик-энд 19–20 июня. За это время состоялось свыше 100 мероприятий — концертов, спектаклей, мастер-классов, лекций, круглых столов. Местные СМИ сообщают, что общее число посетителей фестиваля, проходившего под девизом «Движение навстречу», перевалило за 300 тыс.

Массовость — один из значимых параметров «ВолгаФеста», но не она диктует повестку. Устроители склонны пересматривать привычные стандарты городских праздников — и в части формата, и в части содержания. Фестиваль проводится с 2016 года, причем с самого начала это было художественно-музыкальное событие, а не просто народное развлечение в духе условного Дня города (кстати, в Самаре День города в сентябре, и с «ВолгаФестом» он не коррелирует). В «генетическом коде» фестиваля присутствуют и межрегиональные тренды, в первую очередь охватывающие волжских соседей. В этот раз на карте фестивального городка фигурировали резиденции Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Ульяновска — и международная компонента. С нею сейчас, конечно, трудновато, но заграничные участники программы все же заметны.

Среди guest stars обнаружился, например, берлинский художник Кристиан Аве, ученик Георга Базелица и Герхарда Рихтера. На протяжении двух фестивальных недель он с помощью зрителей-волонтеров монтировал на стене прибрежного променада инсталляцию в виде коллажа из авторских принтов, получившую название «Преодолевая границы. Легкость бытия». Произведение длиной 220 м стало своего рода горизонтальной доминантой фестивального городка, чьи площадки располагались на двух уровнях набережной, в том числе на песчаном пляже (как ни удивительно, он находится прямо в историческом центре Самары). Инсталляция останется украшением береговой линии еще как минимум на несколько месяцев.

Паблик-арт здесь едва ли не самое приоритетное направление. По словам Михаила Савченко, директора и продюсера «ВолгаФеста», художественные достоинства работ, предлагаемых на конкурс, существенны, но это не единственное условие выбора. «Критериев много. Например, должна присутствовать прочность, антивандальность, — говорит Савченко. — Но главное — вовлечение зрителя. Не обязательно, чтобы в объекте что-то крутилось, но, если он меняет сценарий использования местности, это важно». Этим летом реализован десяток проектов, победивших в соревновании.

Иногда роль произведений паблик-арта доставалась и тем работам, которые созданы отнюдь не как фестивальные объекты. В частности, Третьяковка в Самаре, региональный филиал знаменитого столичного музея, на своей площадке показывала две самонапряженные конструкции Вячеслава Колейчука (1941–2018), не так давно представленные на выставке художника в ГТГ. Впрочем, для поддержания фестивального формата эти работы демонстрировались в окружении других мобилей — самодеятельных, произведенных зрителями здесь же, под открытым небом, в рамках мастер-класса. Собственно, и вся деятельность этого павильона проходила под знаком кинетизма. Площадка называлась «Место под Солнцем», что подразумевало, среди прочего, будущую установку на берегу Волги куда более крупного произведения Вячеслава Колейчука — скульптуры «Солнце». Открытие намечено на сентябрь.

Если попытаться охарактеризовать «ВолгаФест» в целом как жанр, то на ум приходит слово «феерия». Череда музыкальных концертов, хореографических выступлений и поэтических слемов, шоу воздушных змеев, регата самодельных сюрреалистических плавательных средств, ритуальный вечерний костер, регулярные театрализованные процессии (особой популярностью пользовались бурлаки, тянущие по реке плавучую сцену, то есть музейный пароходик 1926 года постройки) — все это поддерживало яркую эмоцию, без которой праздник не праздник. И вместе с тем пунктиром через всю программу проходили события образовательного толка. Соединение, слияние или перерастание друг в друга развлекательного и просвещенческого контента можно назвать фирменным стилем «ВолгаФеста».

Татьяна Мрдуляш
Министр культуры Самарской области

Чем нынешний фестиваль отличается от предыдущих?

Фестиваль этот пятый по счету, юбилейный (строго говоря, шестой, но в прошлом году он вышел смазанным, с переносом сроков). «ВолгаФест» и раньше был очень насыщенным и интересным, но в этом году ребята заявили масштабный, другого уровня проект — и по занимаемой площади, и по двухнедельной протяженности, и по уровню участников. Приходилось многих убеждать, что эту сумасшедшую мечту важно осуществить. И правительство Самарской области во главе с губернатором дало такую возможность.

В какую сторону фестиваль дрейфует — к большей демократичности, интерактивности или к расширению художественных смыслов?

Этот фестиваль всегда был про искусство. Все годы у него был открытый арт-конкурс, и, кстати, некоторые объекты прошлых лет и сейчас можно найти в городе. Вторая важная составляющая — музыкальная. У фестивальной команды хорошие кураторские компетенции именно в области музыки. Они привозят в Самару не каких-то супердорогих исполнителей, но очень интересные коллективы: и джаз, и фолк, и рок. А в этом году еще и сильная хореография. Но за что я особенно люблю фестиваль — он исповедует отрефлексированную и выраженную в искусстве идею самарского образа жизни. То есть образа жизни, тесно связанного с Волгой. Организаторы часто делают выбор в пользу site-specific-проектов, которые привлекают широкую аудиторию, однако смыслы у таких проектов совсем не стандартные. Они помогают сформулировать, что значит быть самарцем, быть волжанином. В этом и сила, и уникальность фестиваля.

А вот куда будет двигаться креативная команда фестиваля в дальнейшем, я не вправе, наверное, рассуждать без их участия. Хотя мне бы очень хотелось выстроить диалог с другими волжскими городами (частично это уже реализовано на нынешнем фестивале). И даже глобальнее — диалог городов, стоящих на воде, вплоть до любимой Венеции с ее карнавальными традициями.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+