18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Вишневый сад Дэмиена Херста зацветет в Фонде Cartier

№93
Материал из газеты

В Фонде Cartier 6 июля откроется выставка «Дэмиен Херст. Цветение вишни». Вопреки обычной для британского классика практике, все картины для этого проекта художник написал сам, без ассистентов

Выставка картин из новой серии Дэмиена Херста «Цветение вишни» в Фонде Cartier — событие во многих отношениях незаурядное. Во-первых, разумеется, потому что Херст — ярчайшая звезда современного искусства и самый богатый художник нашего времени. Во-вторых, его выставка — первая музейная во Франции. В-третьих, еще и ожидаемая. Херст долго подогревал интерес к новому проекту. Регулярно в течение 61 недели выкладывал в своем Instagram фотографии и видео того, как он в лондонской мастерской, живописно заполненной ведрами с краской, наносит кистью на огромные холсты разноцветные пастозные мазки. Босой и перемазанный Херст то сосредоточенно работал, то останавливался и размышлял, то строил в камеру смешные рожи. Так что каждому было понятно: художник самоотверженно пишет, он полностью погружен в работу, и постепенно на холстах появляются нежные и яркие картины, прекрасные в каждом мазке.

Херст трудился над «Цветением вишни» три года и закончил цикл в прошедшем ноябре. Художник рассказывал в интервью: «Цветущая вишня — это красота, жизнь и смерть. Они экстремальны — в них есть что-то почти пошлое… Они декоративны, но принадлежат природе… Они яркие, беспорядочные и нежные» — это цитата с сайта Фонда Cartier.

Еще Херст говорил, что вдохновляли его художники прошлого, прежде всего Пьер Боннар, его пейзажи с цветущими деревьями. Он также шутил, что когда написал только стволы, то его холсты были похожи на неудачные картины Дэвида Хокни, очевидно, вспоминая огромный пейзаж «Высокие деревья близ Уортера» и серию «Приход весны» живого классика английской живописи. Впервые идея вишневого сада посетила Херста, когда он увидел в галерее Ларри Гагосяна собственные работы из серии «Картины вуали». Многоцветные пуантилистские композиции показались ему похожими на цветущие деревья. Надеясь повторить успех — а картины были распроданы по цене от $500 тыс. до $1,7 млн, — Херст решил написать вишни в цвету.

Начав писать цветущие деревья на фоне синего неба, художник прекрасно понимал, насколько он неоригинален, но человек, использовавший в работах бабочек как символ быстротечности жизни и красоты, знает цену банальности. «Мне и не нужно, чтобы они были сделаны со  вкусом. Мне нужно, чтобы они завораживали. А если они завораживают, то вроде как можно творить что угодно. Понимаете, цветение деревьев — это нелепо. И я хочу, чтобы они выглядели нелепо», — признавался он в интервью The Art Newspaper.

Однако, судя по фотографиям, картины серии нелепыми не выглядят. Они написаны по-разному: одни более  импрессионистичны, другие почти абстрактны, третьи, как и в «Картинах вуали», полностью заполнены цветными  фактурными мазками. Серия состоит из 107 произведений, в ней есть диптихи, триптихи, квадриптихи и даже одна картина, состоящая из шести частей. На парижской выставке покажут 30 работ.

«Я хочу написать столько картин, чтобы исчерпать для себя тему», — говорил Херст о «Цветении вишни», но все его серии можно считать исчерпанными. Придумав проект, он эксплуатирует идею до конца, что, конечно, очень выгодно коммерчески. Кстати, еще не закончив новый цикл, он выпустил в продажу лимитированную серию постеров с изображениями цветущих ветвей вишни.

Умение делать сверхвыгодное и вызывающе скандальное искусство часто ставят Херсту в вину, видят в нем только расчетливого дельца. Что странно: сериями работали многие художники прошлого века; другие писали всю жизнь одни и те же сюжеты, не меняя манеры; во все времена живописцы повторяли свои картины, имеющие успех у публики. Херст же многие годы придумывает нечто небывалое и совершенно разное.

Последний большой, просто грандиозный его проект «Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“», показанный в 2017 году в Фонде Франсуа Пино в Венеции, включал в себя сотни скульптур и предметов, будто бы поднятых со дна морского. Цены на них существенно различались, продажи начались еще до открытия выставки. В том захватывающе зрелищном проекте Херст ничего сам не делал, все выполняла команда ассистентов, работавших по эскизам, которые делали помощники художника. И в который раз возник вопрос: художник ли Дэмиен Херст?

Возможно, «Цветением вишни» он на этот вопрос в который раз отвечает: да, художник, наследник импрессионистов и пуантилистов, любующийся вишнями в цвету, как Боннар и ван Гог цветами миндаля, умеющий крепко держать кисть в руках и работать, не зная усталости, но без претензии на гениальность и не чуждый самоиронии. У Херста, помимо удачных, были и почти провальные проекты, причем именно живописные. Так что время от времени он должен напоминать, что умеет писать по холсту маслом. Кроме того, у него есть чутье на ожидания публики. В годы пандемии, во время болезней, смертей и страха, он пишет картины, которые должны вызывать ярким цветом и ассоциацией с весенним пробуждением природы почти физиологическое ощущение радости.

Эрве Шанде
Генеральный директор Фонда Cartier

При каких обстоятельствах вы узнали о серии «Цветение вишни» Дэмиена Херста?

Моя первая личная встреча с Дэмиеном состоялась в 2018 году в его лондонской мастерской, куда я приехал, чтобы увидеть эту серию. Меня ослепило изобилие красоты перед глазами и вокруг. Я был так счастлив находиться там, в этой мастерской! И подумал о том, что легкая архитектура окруженного садом здания Фонда Cartier стала бы идеальной площадкой для того, чтобы впервые представить «Цветение вишни» публике.

Что вы чувствуете накануне открытия выставки в Фонде Cartier?

В тот самый день в мастерской Дэмиена я почувствовал острое желание показать эти картины в Париже, мне хотелось поделиться восторгом, который испытал, впервые увидев их. Потом случился локдаун, и выставку пришлось отложить на год. И вот теперь, в июле 2021-го, это острое желание уступает место ощущению перерождения.

Какой эффект создается, когда видишь все эти картины вместе?

Первым впечатлением было своего рода радостное опьянение. Я был рад быть там, в этом свете и в молчаливом, мощном присутствии Дэмиена, которого я тогда видел впервые в жизни. Картины написаны с несомненным техническим мастерством. Удовольствие от живописи, жизни с цветом, дерзания, игры со множеством форматов, непрестанного обновления самого себя от одной картины к другой, поиска чувственного — все это переживается им в процессе создания полотен.

Дэмиен Херст — художник мысли. Его выбор сюжета, формы, его работа сериями, одна за другой, отчетливо свидетельствуют об этом. Он также художник плоти, жизни, хрупкости жизни и метаморфоз чувственного, и серия «Цветение вишни» служит ярким тому примером. «Цветение вишни» — это внутренний путь, для которого Дэмиен Херст заранее подготовил метод, структуру, где выразительность и творческий акт становятся сверхинтенсивными.

Это будет первая персональная музейная выставка Дэмиена Херста во Франции. Что бы вы хотели, чтобы французская публика открыла для себя?

Дэмиен Херст — художник одновременно знаменитый и неизвестный. Знаменитый потому, что он у всех на слуху, а неизвестный потому, что во Франции его работы практически не видели, по крайней мере в контексте большой персональной выставки. Он оставит свой след во Франции серией работ «Цветение вишни». Радость и изящество цвета на этих картинах потрясающи, это удивительный источник наслаждения

Дэмиен Херст. Цветение вишни
Фонд Cartier
6 июля 2021 – 2 января 2022

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+