18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ивана Клюна впервые покажут за пределами России

№93
Материал из газеты

Греческая выставка соратника Малевича представляет его работы из коллекции Георгия Костаки

В Салониках в Государственном музее современного искусства — Коллекции Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus) открывается анонсированная еще год назад ретроспектива Ивана Клюна (1873–1943), ближайшего соратника Казимира Малевича и при этом оригинального изобретателя новых форм в искусстве, что видно даже по названию выставки — «Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы». В его работах есть прозрения, которые позднее будут развиты другими героями. Так, в кубофутуристических композициях Клюна встречаются и реди-мейд (за несколько лет до Марселя Дюшана), и прообраз мобилей — элементы, свободно парящие на проволоках (за два десятилетия до Александра Колдера), а в его более поздней, так называемой сферической живописи есть предвидение цветовых эффектов, которые прославят Марка Ротко.

Путь сына плотника из Владимирской губернии к новому искусству был извилист. Он рано начал рисовать, но профессиональным художником стал не сразу. На жизнь зарабатывал как бухгалтер, даже когда уже сам был профессором ВХУТЕМАСа (Клюн руководил основным отделением живописного факультета, а заодно курировал керамическую мастерскую). Говорят, что и эффектный псевдоним себе из фамилии Клюнков придумал, чтобы разделять свою прозаическую и художественную ипостаси и чтобы на службе не шокировать коллег участием в скандальных акциях.

Решающим пунктом в его карьере и судьбе стала встреча с Малевичем, с которым он познакомился в 1907 году в московском училище Федора Рерберга и почти сразу признал первенство товарища, хотя тот был младше на несколько лет. Они вместе шли по пути поисков нового языка, от символизма и кубофутуризма к супрематизму. Имя Клюна фигурирует во многих хрестоматийных эпизодах авангардной одиссеи (это и манифесты, и оформление улиц, и работа в Музее живописной культуры). Вместе с Малевичем уже в 1930-е он пытался приспособиться к новому советскому курсу на реализм, даже вступил в ОСТ, однако не задалось, его критиковали как формалиста.

Хотя Клюна часто рассматривают как правоверного последователя Малевича, его собственный художественный путь отнюдь не описывается только этим содружеством. Так, в какой-то момент он усомнился в ценности супрематизма и провозгласил собственное направление — «конструктивный реализм», созданное под влиянием пуризма Амеде Озанфана и Шарля-Эдуарда Жаннере, а в позднем творчестве Клюна некоторые исследователи находят и сюрреалистические мотивы.

В Салониках хранится крупнейшее собрание художника — 400 работ и архивных документов. Георгий Костаки фактически спас его наследие. Большая выставка Ивана Клюна в Третьяковке в 1996 году также базировалась на коллекции Костаки, подаренной музею в 1970-е. Греческий музей при поддержке созданного несколько лет назад попечительского совета, куда входят Кристина Краснянская, Константин и Виктория Янаковы, Андрей Чеглаков, и фонда Heritage Art Foundation запустил программу по подробному показу творчества героев этой коллекции. Выставка Клюна станет его первой ретроспективой за пределами России.  

Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы
Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки, MOMus
1 июля – 19 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+