18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Андреа Мантенья глазами аналитика

№92
Материал из газеты

Субъективный взгляд искусствоведа Стивена Кэмпбелла на одного из величайших художников Ренессанса

Без сомнения, Андреа Мантенья (около 1431 — 1506), умерший в долгах и депрессии, одна из величайших фигур итальянского Ренессанса. Сын плотника, он стал придворным живописцем у влиятельнейшего семейства Гонзага, правителей Мантуи. Много позже репутация его укрепилась благодаря продаже в 1629 году замечательной серии работ «Триумф Цезаря» королю Англии Карлу I.

Тем не менее, как отмечает Стивен Кэмпбелл в своей книге о Мантенье, для ученых и критиков художник оставался чужим, даже аутсайдером. Публикация «Жизнеописаний живописцев» Джорджо Вазари в середине XVI века лишь усилила это неприятие. Вазари отнес Мантенью к категории бесстрастных живописцев, работам которых не хватало живости, какая была у Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Впоследствии Мантеньей восхищались, но редко любили. Знаменитый искусствовед Роберто Лонги ценил его, но ставил вторым после Джованни Беллини, шурина художника. А исследователи последних лет, работающие в духе структурализма и постструктурализма, предпочитают визионеров вроде Фра Анджелико гуманистическим художникам, воплощением которых был Мантенья.

Автор новой книги стремится понять Мантенью с его собственной точки зрения. Он отмечает важный момент: хотя этот художник включен в любой обзор европейского искусства, обычно его используют для иллюстрации лишь одного из аспектов живописи Возрождения. Кэмпбелл же помещает Мантенью на ключевую позицию, с которой нужно оценивать другие произведения той эпохи. 

Исследователь подчеркивает оригинальность и новаторство художника. Например, пространственная сложность его работ подразумевает, что использование Мантеньей перспективы, порой обескураживающее, является попыткой управлять зрительским восприятием. Другой лейтмотив книги — интегрированное применение художником слов и надписей внутри картины. Они становятся равными «способами передачи», как выражается Кэмпбелл. Письменное слово не объясняет изображение, а служит его неотъемлемой частью.

Это блестящая, хотя и трудная книга. С помощью визуального анализа автор сумел отделить личность, создававшую собственно произведения искусства, от того, что он называет «исторической индивидуальностью» художника. Мало кто из ученых мог бы предпринять исследование такой сложности. Кэмпбелл одинаково легко обращается с эмпирическими и критическими направлениями искусствоведения. Именно это делает его одним из интереснейших и провокативных историков искусства нашего времени. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+