Основатель «орфизма», художник «чистой живописи» — путь Робера Делоне от импрессионизма к абстракции неоднократно становился темой выставок. На этот раз кураторы Центра Помпиду решили пойти дальше и представить малоизвестные послевоенные произведения Делоне. Все 80 работ на выставке — картины, рисунки, мозаика, макеты и фотографии — из бобуровской коллекции, которую в 1964 году пополнили супруга художника и их сын Шарль. Многие из этих вещей с тех пор не покидали запасников.
В 1921 году чета Делоне вернулась в Париж. Не отрицая довоенных тем и продолжая писать, Робер Делоне постепенно переходит от холста и «симультанной живописи» к сценографии, к прикладному искусству, а затем к архитектуре и даже скульптуре. Урбанистические мотивы находят отражение в его творчестве, которое тоже все чаще вторгается в городское пространство. Так, в 1921–1924 годах Делоне создает несколько десятков рекламных афиш, и здесь его эксперименты с цветом оказываются весьма кстати. Да и Париж вновь и вновь становится его главным персонажем. Монументальность и архитектурная стройность Города Парижа (1910–1912) , картины, ознаменовавшей окончательный переход Делоне к абстракционизму, вновь прозвучат в работах 1930‑х, в серии Ритмы без конца. Фигуративные мотивы, навеянные городом, отойдут на второй план, уступив место танцующему многоцветью дисков. Манера стала более радикальной, а композиция — четче. Попробовал он их перевести и с холста на стены. Художник, который никогда не интересовался скульптурой, будет выкладывать свои круги на на стенах, вместо красок используя цемент, опилки, гипс или песок.
На вопрос, почему было не провести совместную ретроспективу Робера и Сони Делоне под одной музейной крышей, в Mузее современного искусства Парижа отвечают категорично: это два разных художника. Впрочем, разница не столько во взглядах, сколько в подходах. Робер — теоретик абстракционизма как универсального языка. Соня же подходила к творчеству с женской практичностью: те же законы симультанного контраста, движение цвета — но на тканях, коврах, посуде и даже автомобилях.
Кузов купе Matra 530 французского концерна Matra в 1967 году с легкой руки Сони покрылся красными, синими и зелеными пятнами, она и Робера заразила прикладным искусством. Костюмы и декорации к дягилевскому балету Клеопатра они придумывали вместе. Позже театральные наряды Сони перепорхнут со сцены на парижские улицы. Ткани с абстрактным рисунком стали трендом сезона, и не одного, и не только в Париже. Голливудская дива Глория Свенсон любила вещи Сони и появлялась в них на всех выходах. Будь у нее Instagram, она бы наверняка писала @GloriaSwanson wearing #SoniaDelaunay. «Платья или пальто для нее являются частью пространства, которое имеет определенную форму, размеры и содержание», — теоретизировал Робер, пока Соня открывала свой «Симультанический бутик» на Елисейских Полях и отбивалась от заказов.
Одна из последних совместных работ Делоне — оформление железнодорожного и авиационного павильонов на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Это была мечт и пространства. В Центре Помпиду представлены диапорамы и планы павильонов, а декорации стен, сделанные Соней, показывают в Музее современного искусства, впервые с 1937 года. Из Парижа выставка Сони переедет затем в лондонский Тейт Модерн (с 15 апреля по 9 августа 2015 года).