18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает самые интересные лоты на московских аукционах. На сей раз ими стали морской вид бельгийца Франсуа-Этьена Мусина, петровский сборник «Символы и эмблемата» и медаль «За труды по сельскому хозяйству» фирмы Карла Фаберже.

Франсуа-Этьен Мусин. «Морская сцена». II половина XIX века

Художественный талант юного Франсуа обнаружился, когда за свои проделки он в качестве наказания был заперт отцом, владельцем прибрежной гостиницы, на чердаке, где на стене углем нарисовал вид на доки Остенде. Первые уроки Мусин (1820–1888) получил у Мишеля ван Куйка и Франсуа Антуана Боссюэ, потом окончил французскую Академию изящных искусств и продолжил обучение в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Жил в Брюсселе, но много путешествовал — писал и в Альпах, и на хмуром норвежском побережье. Широкую популярность получил, когда несколько его картин приобрел сам Леопольд I, король Бельгии. В 1869 году работы художника оказались даже в музее Прадо в Мадриде.

Восточно-Европейский аукционный дом, 15 ноября (16:00), эстимейт 2,8 млн руб.


«Символы и эмблемата». Амстердам, 1705

Сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I на основе западноевропейских книг аналогичного содержания, был напечатан в 1705 году в Амстердаме. Он включает в себя 840 гравированных эмблем с поясняющими надписями на девяти языках, включая русский. В 1718 году царь распорядился продавать ее всем желающим; около 800 экземпляров книги привезли и в Москву.

Издание повторяли в 1719, 1743, 1788 и 1811 годах. Оно имело самое широкое хождение и во многом определило постоянный набор эмблем и символов в русском изобразительном искусстве XVIII–XIX веков. Материалы сборника использовались для создания многих российских гербов, картин, скульптур и памятников, а также как сюжеты для фейерверков.

«Кабинетъ», 12 ноября (17:30), эстимейт 360–400 тыс. руб.


Медаль Романовского знака отличия «За труды по сельскому хозяйству» III степени. Фирма К. Фаберже, 1913

Привлечение к изготовлению наград поставщика двора российских венценосцев было делом исключительным, в первую очередь из-за высоких цен на продукцию фирмы. Однако нахождение Романовского комитета на попечительстве у императора делало подобные расходы возможными. Комитет был создан «в ознаменование трехсотлетия со дня всенародного избрания на царство первого государя из Дома Романовых» и состоял под покровительством императора. Это был пример того, что ныне называют частно-государственным партнерством: комитет имел целью помощь детям сельского населения, крестьянским сиротам, а с начала Первой мировой войны — детям воинов. Денежные пособия выдавались не лицам, а организациям: земствам, сельским обществам, братствам, церковно-приходским обществам, попечительствам. А филантропы, жертвовавшие дополнительные, помимо государственных, средства, награждались медалями и жетонами.

В этой серебряной медали фирменный почерк Фаберже легко узнаваем благодаря необычному оттенку эмали и особой технике гильоширования поверхности под ней. Эта медаль — третий известный экземпляр, зафиксированный в частных руках за последнюю четверть века.

«Знакъ», 15 ноября (12:00), эстимейт 1 млн руб.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+