«Весна» Эдуарда Мане стала топ-лотом вечерних торгов «Искусство импрессионизма и модернизма» аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. Ее при эстимейте в $25–35 млн анонимный покупатель приобрел за $65 млн. Предыдущий рекорд составлял $33,2 млн, уплаченные в 2010 году за автопортрет Мане.
«Весна» была написала в 1881 году зрелым уже художником. Годом позже он выставил картину на Парижском салоне вместе со знаменитым «Баром в Фоли-Бержер», и после скандалов прошлых лет обе картины завоевали наконец признание академиков и критиков. Символом расцветающей природы стала актриса Жанна Демарси (ее портрет исследователи находят и среди посетителей бара в Фоли-Бержер). Первым владельцем картины был друг художника Антонен Пруст, как раз и подавший ему идею серии «Времена года», из которой Мане успел написать только «Весну» и «Осень». Затем «Весна» попала к солисту Парижской оперы Жан-Батисту Фору, в собрании которого было более 60 работ Мане. От него перешла к легендарному арт-дилеру Дюран-Рюэлю, переправившему картину в свою галерею в Нью-Йорке, где ее и купили предки нынешнего владельца в 1909 году. Более века полотно передавалось по наследству, а последние два десятка лет экспонировалось в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, теперь же впервые за свою историю было выставлено на аукцион.
Еще один рекорд вчерашних вечерних торгов Christie’s — $4,8 млн за пастель «Эскиз к автопортрету в шляпе-канотье» итальянского футуриста Джино Северини, которая ушла за $4,8 млн при предполагавшихся $1–1,5 млн. Альберто Джакометти, скульптура которого накануне была продана за сумму свыше $100 млн, востребован во всех видах и ценовых сегментах: его «Стела», далеко не самая важная и прекрасная, на Christie’s ушла по цене вдвое выше эстимейта — за $9,9 млн.
В целом аукцион собрал $165,6 млн, продано 35 из 39 предложенных лотов. Единственным разочарованием торгов стал неуход большого и дорого оцененного полотна Фернана Леже «Строители с деревом» (старт был с $15,5 млн, но за картину никто не торговался).
«На торги были выставлены выдающиеся работы, — прокомментировал агентству Bloomberg итоги аукциона Джад Хесс, арт-консультант из Лондона. — Было много коллекционеров из Азии и России, рынок искусства сейчас — это рынок богатства».