18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рождение абстракционизма: как это было

Выставка в нью-йоркском Музее современного искусства рассказывает о том, как создавалось беспредметное направление, совершившее самую радикальную революцию в искусстве после эпохи Возрождения. Причем впервые покажут, как все происходило, не на примере привычных хрестоматийных шедевров, а с привлечением работ из частных коллекций и новых фактов, доказывающих, что 100 лет назад у художников уже была своя «социальная сеть».

Куратор отделов живописи и скульптуры нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) Лия Дикерман не без основания считает высобытий года. Обширнейшая экспозиция включает более 400 произведений: живопись, скульптуру, графику, фильмы, фотографии, а также печатные издания указанного периода, который, по ее мнению, был столь же судьбоносным для смены культурных кодов в искусстве, как и эпоха Возрождения. «Абстракция могла возникнуть уже в 1910 году, — рассказывает она. — Пикассо приблизился к беспредметности вплотную, но не решился переступить границу, посчитав такой шаг опасным. В это же время Кандинский заложил теоретическую базу абстракции, но не реализовал ее на практике. И только в 1912 году шлюзы прорвало, и начался настоящий потоп». Словно сговорившись, художники из разных стран переступили наконец эту черту. Франсис Пикабиа, один из пионеров направления, утверждал, что именно он «придумал» абстракцию, путешествуя с Клодом Дебюсси и Гийомом Аполлинером по Франции в 1913 году. Однако Дикерман полагает, что на самом деле концепция абстрактного искусства была подготовлена несколькими художникамиTANR № 08–09, с. 14). Первопроходцами здесь были, помимо Франсиса Пикабиа (его работа Источник (1912) представлена в экспозиции), в первую очередь Василий Кандинский (его Композиция № 5 (1911) из частной нью-йоркской коллекции стала украшением выставки), Франтишек Купка, Робер и Соня Делоне (их знаковые вещи тоже фигурируют в экспозиции). И далее по списку — хрестоматийные для абстракции имена Казимира Малевича, Марселя Дюшана, Пита Мондриана. Большая часть работ — из собрания МоМА, остальные, за редким исключением (несколько вещей из европейских музеев), предоставлены частными коллекционерами. Как и полагается выставке такого размаха, она интерактивная: звучит любовная лирика Аполлинера, саундпоэзия дадаистов, демонстрируются кадры из фильмов 1910–1920-х, где запечатлена хореография новаторов танца Рудольфа фон Лабана и Мэри Уигмен. Объявлена и концертная программа: 26 февраля прозвучит музы-ка Клода Дебюсси и Стива Райха, а 4 марта — Арнольда Шёнберга.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+