18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тандем великих: критики о художниках

№28
Материал из газеты

Издательство Ad Marginem и фонд RDI Culture издали цикл книжек про русских художников. Общее название — «Names/Имена» предполагает, что героями стали лучшие из лучших

Каждая книжка содержит эссе одного из знаменитых критиков или кураторов: вначале русский текст, потом то же самое по-английски, поcередине — небольшой блок иллюстраций. С точки зрения формата и объема получается такой subpocket edition, в среднем 60 страниц. Серия представляет собой попытку умной популяризации современного российского искусства, данной через персоналии. Составители счастливо избежали мертвого груза биографий и прочих общих слов, каждое эссе сразу погружает нас в проблематику художника, в общем или в частности — зависит от взгляда пишущего.

Два эссе написаны Борисом Гройсом — о Казимире Малевиче и Александре Дейнеке (автор давно занимался связью модернизма и соцреализма, так что это его «естественная сфера интересов»). И если Малевич у Гройса — про антиутопичность, индивидуальность, смертность и несовершенство, то Дейнека — про конструктивистский утопический проект, совершенство и секулярное бессмертие.

О недавно почившем русском теперь-уже-классике Владиславе Мамышеве-Монро написала Екатерина Андреева, это самый личный текст в серии. Про Дмитрия Александровича Пригова пишет Екатерина Деготь (куратор обзорной выставки Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!, ММОМА в Ермолаевском переулке, 2008). В данном случае речь идет об отношениях Пригова с пространством (эссе называется Мясо пространства) и о связи художника с драмой и театрализованными практиками. Именно из-за пространства как субстанции, порождающей сущности, у Пригова диалектически получается такой концептуализм, что уже сюрреализм. Это течение, долго проходившее в изгоях, активно реабилитируется в последние два года, что делает Пригова исключительно актуальным.

Особняком стоит эссе Виктора Мизиано о Владимире Архипове. Живой художник, он интересует автора своей «побочной» деятельностью на стыке антропологии, искусства и кураторства. Архипов собирает и выставляет странные вещи, обладающие утилитарностью, но также не лишенные «собственного голоса». Мизиано интересует политическая составляющая искусства, в частности снятие оппозиции между искусством и неискусством, ремесленным и художественным, элитарным и эгалитарным; он подводит под этот процесс серьезную теоретическую базу — пожалуй, несколько агрессивно.

Зачем вообще нужна такая популяризация и чем интересны рассматриваемые проблемы? Не секрет, что современное искусство существует в некотором роде изолированно от жизни. Институции и художники отгорожены от широкой публики контекстами, основанными на десятилетиях теории и практики. Обобщенный профессионал не задает себе вопрос, зачем нужен был тот или иной художник, а обобщенный обыватель не понимает, почему, например, Черный квадрат — искусство (и все, что после него, тем более). Картине Малевича в следующем году исполняется 100 лет, и тем не менее в смешанных компаниях разговор снова и снова скатывается к этому почти сакральному произведению.

Преодоление этого непонимания — задача, осознанная многими профессионалами. На очень небольшом объеме книг серии Имена дается спектр идей, в которых существует современное искусство. Такого рода издания могут служить дорожной картой, которая поможет перебросить мостики смысла через пропасть. И если окажется, что в случае этой серии мы имеем дело с коллективным Стивеном Хокингом от искусства, то, наверное, цель ее создателей будет достигнута.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+