18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Abu Dhabi Art 2014: в свете будущих музеев

В ноябре в Абу-Даби проходит ярмарка современного искусства — Abu Dhabi Art. Она проводится уже в шестой раз, но о ней мало кто слышал: до недавнего времени Абу-Даби существовал как бы в полусне и был далек от того, чтобы считаться центром художественной жизни. «Местом силы» этого региона по праву называют Дубай, где проходит известная всем ярмарка Art Dubai, проводит торги Christie’s и существует разветвленная система галерей современного искусства. Эмират Абу-Даби мог бы и дальше прозябать в тени соседа, если бы однажды не возникла идея, как будто из «Тысячи и одной ночи», строительства в аравийских песках филиалов двух мировых музеев — Лувра и Гуггенхайма. В основе идеи — стремление изменить статус эмирата и привлечь сюда более насыщенные туристические потоки, нежели те, что направляются в Дубай на шопинг. Открытие музеев ожидается в 2015 (Лувр) и 2017 году (Гуггенхайм), в связи с чем престижность нынешней ярмарки сразу выросла во стократ.

Abu Dhabi Art традиционно проходит на территории выставочного комплекса «Манарат аль-Саадият», название которого можно перевести с арабского как «место просвещения» (или «просветления»). В этом году сюда приехали 46 галерей из Великобритании, США, Франции, Южной Кореи, Японии, а также из Саудовской Аравии и из соседнего Дубая. В организационном комитете ярмарки отсутствует пост директора, она управляется коллегиальным советом под прямым контролем Министерства культуры и туризма, которому и принадлежит последнее слово в выборе участников и разработке ярмарочной программы.

В этом году ярмарка, которая проходила с 5 по 8 ноября, совпала с открытием первой выставки из собственной коллекции Музея Гуггенхайма в Абу-Даби. На открытие прибыла внушительная делегация музейных специалистов Фонда Гуггенхайма во главе с директором музея и фонда Ричардом Армстронгом, который, не задумываясь, назвал выставку «началом новой эпохи и ренессансом художественной сцены арабского мира». Идея экспозиции с символическим названием «Зреть сквозь свет» принадлежала главному куратору Музея Гуггенхайма Сюзан Дэвидсон. Работы 19 художников, среди которых такие знаковые фигуры, как Дэн Флавин, Рашид Кораичи, Яёи Кусама, были распределены по пяти разделам, описывающим свет как «небесный», «чувственно воспринимаемый», «отраженный», «пробужденный» и «трансцендентальный».

Близкое соседство гуггенхаймовской выставки задало ярмарке соответствующий тон. Многие стенды явно рассчитывали привлечь к себе внимание музейщиков. Тема света нашла свое продолжение на стенде галереи Lisson из Лондона: квадрат электрического света французского концептуалиста Даниеля Бюрена, созданный силой 69 флюоресцентных ламп, перекликался со световой скульптурой американского классика Дэна Флавина «Четыре красные горизонтали», которую можно было увидеть на стенде галереи David Zwirner (скульптура, созданная в 1963 году и представляющая собой четыре красные трубки-лампы длиной по 2,4 м, расположенные одна под другой, предлагалась зa $1,5 млн). На стенде галереи Lawrie Shabibi из Дубая «Архитектурная структура» лондонского художника Натаниэла Рэкоу из белых неоновых ламп, соединенных стальными деталями, была успешно продана местному коллекционеру за $16 тыс.

Для любителей более традиционных форм искусства респектабельная нью-йоркская Acquawella привезла живопись и графику Пабло Пикассо, Анри Матисса, Роя Лихтенштейна и Жан-Мишеля Баскиа. Галерея приехала на ярмарку после 4-летнего отсутствия, рассказала ее директор Эсперанса Собрино; причиной возвращения стал явно выросший уровень мероприятия плюс надежда на оживление местного рынка в связи со скорым открытием новых музеев. Не разглашая цены на выставленные работы, она отметила, что галерея легко нашла покупателей среди членов королевской семьи и местной элиты.

Галерея из Лондона Kashya Hildebrand приезжает на ярмарку не первый раз, хорошо знает своих клиентов и их вкусы. Специально на них был рассчитан комплект из пяти гобеленов, вытканных на старинной французской фабрике в Обюссоне по эскизу современного египетского каллиграфа доктора Ахмеда Мустафы. На вернисаже для VIP-персон Кашья Хильдебранд сообщила, что примет предложения о покупке гобеленов только от музеев и готова отдать их все вместе за $5 млн; к концу ярмарки появились сведения, что гобелены проданы в местный арт-фонд. Кроме того, со стенда той же галереи ушли в руки кого-то из начинающих арабских коллекционеров современная каллиграфия молодого иранского художника Азра Агхихи Бахкшаеши за $40 тыс. и полотно Абдаллаха Аккара «Поэзия Антарры» за $20 тыс.

В ярмарке принимали участие практически все достойные галереи из соседнего эмирата Дубай. Художественная жизнь там бьет ключом, галереи участвуют в местной Art Dubai, а также в международных ярмарках в Бейруте, Лондоне, Нью-Йорке и Стамбуле. На их стендах в основном предлагались работы с ценником до $50 тыс.: местным институциям выгодно работать в таком ценовом сегменте, поскольку вырученная за продажу сумма не подлежит налогообложению, а умеренная цена приманивает местных же коллекционеров, которые только начинают входить во вкус и не желают совершать дорогостоящих ошибок.

Пока единственная галерея из Абу-Даби, принимающая участие в ярмарке, — Salwa Zeidan. Ее хозяйка, скульптор-самоучка Сальва Зейдан, эмигрировала в Эмираты из Ливана. Галерею свою она открыла 20 лет назад, когда в Абу-Даби еще и слыхом не слыхивали ни о каком современном искусстве. Сальва не скрывает, что в основе ее успеха на местном арт-рынке лежат близкие отношения с правящей верхушкой; обласканная вниманием шейхов, Salwa Zeidan всегда впереди всех по продажам. Специализируется галерея главным образом на художниках с Ближнего Востока и из Ирана. На предыдущей ярмарке, в 2013 году, у Сальвы была приобретена оптом для частного музея коллекция из 20 работ высоко котируемого здесь иранского художника Резы Дерахшани. Его рейтинг неуклонно растет; в прошлом году у него прошли две персональные выставки, в частном музее «Салсали» в Дубае и в галерее Taymour Grahne в Нью-Йорке. В этом году на стенде у Сальвы Зейдан висела работа Дерахшани 2013 года «Темная сторона Вселенной». Цена не разглашалась, но о ней можно догадаться, если заглянуть в октябрьский каталог аукционного дома Christie’s в Дубае, где эстимейт подобной картины того же художника был обозначен в пределах $40–60 тыс.

Один из самых эффектных стендов был у Thaddaeus Ropac. Восхищение публики вызывала инсталляция современного скульптора швейцарца Нота Витала из трех гигантских голов; также на стенде были представлены крупноформатные полотна Алекса Катца. Ну а самым фотографируемым на ярмарке был, пожалуй, стенд Carpenters Workshop Gallery, который, правда, несколько выпадал из общего настроя, заданного высокоинтеллектуальной выставкой Фонда Гуггенхайма. Бюро, работающее на стыке искусства и дизайна, представило шоу дизайнерского дуэта Studio Job из Голландии — экстравагантные предметы интерьера, среди которых бронзовый стол в виде перевернутого мавзолея Тадж-Махал и настольная лампа в форме грациозно склонившейся Эйфелевой башни. Не меньше людей привлекал ярмарочный раздел Beyond с крупноформатными произведениями, среди которых были работы Ай Вэйвэя, Ильи Кабакова и Франсуа Морелле. Здесь же была выставлена скульптура индийского художника Субодха Гупты «И ты, Дюшан?» — бронзовая «Мона Лиза» с усами и бородой (идею Субодх Гупта позаимствовал у Марселя Дюшана). Она встречала своей ускользающей улыбкой посетителей ярмарки — и как бы подмигивала издалека настоящей луврской «Джоконде», которую, может быть, когда-нибудь и привезут сюда на показ, под своды нового музея.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+