18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая в России выставка дадаистов и сюрреалистов

Это первый в России большой проект, посвященный двум тесно связанным между собой движениям, определившим лицо искусства первой половины ХХ века. Дадаизм возник в 1916 году в кафе «Кабаре Вольтер» в Цюрихе в разгар Первой мировой войны как яростный протест собиравшихся там молодых художников и литераторов против буржуазного культурного истеблишмента, допустившего массовую бойню. «Конечно, война должна была кончиться. Но в 1916–1917 годах казалось, что она не закончится никогда. Отсюда отвращение и возмущение, которое распространялось на все формы современной цивилизации: ее базу, логику, язык», — вспоминал основатель дада Тристан Тцара. Дадаисты отказались от традиционных (читай: буржуазных) форм искусства, принесли в музеи массовые изделия вроде писсуара и сушилки для бутылок, объявив их произведениями искусства.

Но, как заметил Вернер Шпис, крупнейший исследователь творчества Макса Эрнста, эпатаж невозможно эксплуатировать слишком долго. На смену дада пришел сюрреализм, оформленный в движение манифестом его лидера Андре Бретона в 1924 году. Новое движение, продолжившее дадаизм (многие дадаисты вошли в него), взяло на вооружение его провокацию и абсурдизм, но было куда более консервативным в средствах (в частности, были реабилитированы живопись и скульптура).

Выставка построена преимущественно на произведениях 1920–1930-х годов, собранных несколькими коллекционерами еврейского происхождения. Деконструктивистское искусство дадаистов оказалось близко людям, пережившим холокост. Они покупали работы в 1940–1950-е годы, когда были еще живы художники и работы их не стоили заоблачно дорого. Начиная с 1951 года эти произведения дарились еврейскому государству, а в 1965 году, после создания Музея Израиля, коллекции перешли туда, продолжая пополняться.

В 1972 году известный итальянский историк искусства, культуролог и коллекционер Артуро Шварц подарил музею 13 реди-мейдов Марселя Дюшана. Это авторские реплики его классических работ, сделанные в 1964 году. Проект куратора эрмитажной выставки Адины Камиен-Каждан сфокусирован не только на показе таких хитов, как Фонтан и Сушилка для бутылок Дюшана, — здесь и «мерцы» (коллажи из обрывков газет и мусора) Курта Швиттерса, и Конструкции из дерева и металла Поля Йоостенса, напоминающие радиорупор на вышке, и картина Бал в Цюрихе Марселя Янко. Жоан Миро представлен картинами Лето и Птица, Ман Рэй — объектом Стол-палитра и ассамбляжем из пластмассовых бусинок Фортуна, Макс Эрнст — ранними картинами Четыре птицы и клетка и Лес. Представлен и Андре Бретон — чернильной зарисовкой нескольких фигур. Выставка выстроена как единая инсталляция, где и звезды, и почти забытые художники теперь на равных. Когда-то Макс Эрнст сказал, что дадаизм — это взрыв. Именно к такому впечатлению стремились и создатели выставки. Кстати, Manifesta 11, которая состоится в 2016 году в Цюрихе, будет посвящена столетию «Кабаре Вольтер».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+