18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Первая в России выставка дадаистов и сюрреалистов

Это первый в России большой проект, посвященный двум тесно связанным между собой движениям, определившим лицо искусства первой половины ХХ века. Дадаизм возник в 1916 году в кафе «Кабаре Вольтер» в Цюрихе в разгар Первой мировой войны как яростный протест собиравшихся там молодых художников и литераторов против буржуазного культурного истеблишмента, допустившего массовую бойню. «Конечно, война должна была кончиться. Но в 1916–1917 годах казалось, что она не закончится никогда. Отсюда отвращение и возмущение, которое распространялось на все формы современной цивилизации: ее базу, логику, язык», — вспоминал основатель дада Тристан Тцара. Дадаисты отказались от традиционных (читай: буржуазных) форм искусства, принесли в музеи массовые изделия вроде писсуара и сушилки для бутылок, объявив их произведениями искусства.

Но, как заметил Вернер Шпис, крупнейший исследователь творчества Макса Эрнста, эпатаж невозможно эксплуатировать слишком долго. На смену дада пришел сюрреализм, оформленный в движение манифестом его лидера Андре Бретона в 1924 году. Новое движение, продолжившее дадаизм (многие дадаисты вошли в него), взяло на вооружение его провокацию и абсурдизм, но было куда более консервативным в средствах (в частности, были реабилитированы живопись и скульптура).

Выставка построена преимущественно на произведениях 1920–1930-х годов, собранных несколькими коллекционерами еврейского происхождения. Деконструктивистское искусство дадаистов оказалось близко людям, пережившим холокост. Они покупали работы в 1940–1950-е годы, когда были еще живы художники и работы их не стоили заоблачно дорого. Начиная с 1951 года эти произведения дарились еврейскому государству, а в 1965 году, после создания Музея Израиля, коллекции перешли туда, продолжая пополняться.

В 1972 году известный итальянский историк искусства, культуролог и коллекционер Артуро Шварц подарил музею 13 реди-мейдов Марселя Дюшана. Это авторские реплики его классических работ, сделанные в 1964 году. Проект куратора эрмитажной выставки Адины Камиен-Каждан сфокусирован не только на показе таких хитов, как Фонтан и Сушилка для бутылок Дюшана, — здесь и «мерцы» (коллажи из обрывков газет и мусора) Курта Швиттерса, и Конструкции из дерева и металла Поля Йоостенса, напоминающие радиорупор на вышке, и картина Бал в Цюрихе Марселя Янко. Жоан Миро представлен картинами Лето и Птица, Ман Рэй — объектом Стол-палитра и ассамбляжем из пластмассовых бусинок Фортуна, Макс Эрнст — ранними картинами Четыре птицы и клетка и Лес. Представлен и Андре Бретон — чернильной зарисовкой нескольких фигур. Выставка выстроена как единая инсталляция, где и звезды, и почти забытые художники теперь на равных. Когда-то Макс Эрнст сказал, что дадаизм — это взрыв. Именно к такому впечатлению стремились и создатели выставки. Кстати, Manifesta 11, которая состоится в 2016 году в Цюрихе, будет посвящена столетию «Кабаре Вольтер».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+