18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Девяносто девять прекрасных имен Аллаха

Выставка частной коллекции классического мусульманского искусства — событие в российской музейной жизни редкое, и пропустить его нельзя. Тем более когда речь идет о выдающемся по качеству и охвату материала собрании Фонда Марджани, получившем признание крупных специалистов-востоковедов. Созданный в 2006 году, фонд, по словам его председателя Рустама Сулейманова, назван в честь татарского богослова и историка Шихабутдина Марджани (1818–1889), оказавшего огромное влияние на формирование общественной, научной и религиозной мысли не только в мусульманской России, но и за ее пределами. Он сосредоточен на выставочных, издательских и образовательных мероприятиях в сфере культуры.

На выставке в отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина будет представлено 99 экспонатов — цифра, отсылающая зрителя к списку из 99 прекрасных имен Аллаха, содержащихся в Коране и сунне пророка Мухаммеда, а структура выставки дает возможность увидеть все составляющие исламской культуры IX–XIX веков. Научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина Кира Вязовикина рассказывает, что среди экспонатов будет представлен редчайший лист из рукописи Корана (Северная Африка или Ближний Восток, IX–X века) с тонким золотым узором в орнаментальных заглавиях сур и великолепным каллиграфическим исполнением текстов, особо почитаемый за то, что переписчиком этой рукописи считался четвертый праведный халиф Имам Али (656–661). Лист Корана на китайской бумаге с золотым крапом (Иран, вторая половина XV века) — это единственный манускрипт священной книги, написанный на бумаге с фигуративными изображениями (в данном случае — птиц, сидящих на ветках). Особый раздел выставки посвящен искусству исламской придворной миниатюры XIII–XVII столетий; здесь можно будет увидеть целые манускрипты и отдельные листы из рукописей, выполненных каллиграфами и художниками-миниатюристами из главных художественных центров сефевидского Ирана: Тебриза, Казвина, Шираза, Исфахана. Прекрасный пример раннеосманской живописи представляют миниатюры рукописи Хамсе Низами Ганджеви (Турция, 1490-е годы), где в образах древнеиранских шахов — героев поэм изображены султаны. Представительное собрание керамики IX2–XIV веков включает в себя произведения мастеров Месопотамии, Северного Афганистана, Ирана, Сирии, Золотой Орды, аналоги которых непросто найти в российских музеях. Эпоха монгольского завоевания повлияла на искусство, культуру и быт многих стран исламского мира — следы этого влияния заметны, к примеру, в прекрасно сохранившихся шелковых с золотой нитью мужских и женских халатах XIII–XIV веков. Среди экспонатов выставки и уникальные ковры, в частности — молитвенный ковер XVI века, вытканный в шахских мастерских для подарка турецкому султану, который хранил этот драгоценный дар в своей сокровищнице.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+