18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российскую и греческую части собрания Георгия Костаки объединили виртуально

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера», на которой представлены дары советского собирателя греческого происхождения российским музеям. В залах на Крымском Валу можно увидеть русский авангард из собрания ГТГ, коллекцию икон из Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и коллекцию народной игрушки из музея-заповедника «Царицыно». Многие работы экспонируются впервые, показаны малоизвестные шедевры Казимира Малевича, Любови Поповой, Александра Родченко, Козьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова, Климента Редько и других. Однако выставка составлена именно на основе российских музейных коллекций — произведений из коллекции Костаки, хранящихся в Музее современного искусства в Салониках, здесь нет.

Как сказано в пресс-релизе ГТГ, «по не зависящим от Третьяковской галереи причинам произведения из Музея современного искусства г. Салоники не представляется возможным продемонстрировать на выставке». Речь идет о той части собрания Георгия Костаки, которую ему удалось вывезти за рубеж в конце 1970-х годов, уже после того, как значительная часть коллекции была передана в дар советскому государству; коллекционеру было дано разрешение покинуть с семьей СССР и в виде исключения увезти оставшуюся часть собрания. Впоследствии эти произведения много путешествовали по миру и в конце концов в 2000 году были приобретены у наследников правительством Греции и передана в Музей современного искусства.

В основу концепции выставки в Третьяковке легла идея максимально полного показа коллекции Георгия Костаки, ее русской и греческой частей, а также знакомства зрителя с различными аспектами его собирательской деятельности — от старых мастеров и икон до легендарного авангарда. Масштабный выставочный проект должен был состояться еще в 2013 году, когда исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Дионисовича. Однако выставку решили перенести, приурочив ее к перекрестному Году России и Греции, который был намечен на 2014-й. По словам директора ГТГ Ирины Лебедевой, включение выставки в государственную программу Года культуры позволяло надеяться, что вопрос о предоставлении работ из музея в Салониках в Третьяковку решится на высшем уровне. Однако Год России — Греции был перенесен на 2016-й, а выставку в Третьяковке переносить уже не стали: странно было бы, если бы галерея обошла вниманием юбилейную для Костаки дату. Тем более что именно в этот российский музей поступила наиболее значительная и ценная часть дара — коллекция картин и графики художников русского авангарда.

В 2013 году в Третьяковской галерее на Крымском Валу был открыт информационный зал, посвященный Георгию Костаки и истории его собрания. Тогда, на летней пресс-конференции, руководство ГТГ рассказывало о планах объединить наконец все части собрания, показать в Третьяковке работы и из музея в Салониках. Вопрос о его участии в выставке оставался неясным до последнего момента. Разумеется, на пресс-конференции перед вернисажем тему санкций в отношении России старательно обходили стороной и руководство музея упоминало лишь об особенностях законодательства Греции, которые не позволили работам приехать в Россию. Греческая часть собрания Костаки представлена в каталоге, подготовленном к выставке, значительная часть произведений из музея в Салониках есть и в фильме, который можно посмотреть в экспозиции. Мультимедиатехнологии позволяют ознакомиться с редкими книгами 1910–1930-х годов и агитационным фарфором, книгами с автографами гостей квартиры собирателя из собрания греческого музея, перепиской Костаки с художниками и деятелями мировой культуры из архива семьи коллекционера.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+