В ходе подготовки к 75-летию ВДНХ в полуподвальном помещении павильона № 1 «Центрального» была обнаружена самая масштабная из известных картин советского академика Александра Герасимова. Как свидетельствуют подписи на обороте, Герасимов писал ее не один, а с большим коллективом коллег, что в сталинскую эпоху было обычным делом. По словам куратора юбилейной экспозиции в Центральном павильоне, автора путеводителя по ВДНХ Павла Нефедова, полотно нашли рабочие, расчищавшие помещение. Оно было свернуто и подвешено к потолку на крюках. На место находки были вызваны специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Как рассказала нашему изданию заведующая отделом реставрации произведений станковой масляной живописи Мария Чуракова, сотрудники ГосНИИРа провели работы по укреплению живописи на участке, который начали разматывать рабочие. По ее словам, картина была профессионально убрана: снята с подрамника и намотана на вал.
«Сколько лет хранилась картина, сказать очень сложно: она находилась в подвальных помещениях. Конечно, есть разрушения: расслаивание красочного слоя, небольшие подмочки, очень сильное пылевое загрязнение — это только то, что мы видели», — говорит заведующая. Досконально исследовать полотно специали-стам ГосНИИРа не удалось. По предположению Чураковой, должен быть объявлен конкурс сначала на проведение исследования, на основе которого будет разработана методика реставрации, и только потом начнутся сами работы. В августе картину перенесли в левый боковой зал павильона и впервые развернули. Сейчас она стала частью юбилейной экспозиции. На полотне впечатляющего размера (6,75×11 м) изображено заседание II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, который проходил 11—17 февраля 1935 года. Съезд состоялся в зале заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлевском дворце. Тема картины была выбрана не случайно. Именно на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников было принято решение об организации сельскохозяйственной выставки в Москве (которая в 1959 году была переименована в ВДНХ). Это косвенно указывает на то, что картина создавалась именно для Центрального павильона. Возможно, ее предполагалось разместить на боковой стене зала № 3, где она сейчас и находится. Больше в павильоне просто нет подходящих площадей.
По мнению Нефедова, картина, хоть и была завершена в 1953 году, никогда не выставлялась. Она не упоминается ни в одном путеводителе 1950-х годов, хотя там перечислялись все гораздо более мелкие работы. Вопрос требует дальнейшего изучения.
Пока нет достоверных свидетельств, почему было принято решение не экспонировать картину. Вероятно, влияние оказала смерть Сталина, из-за чего открытие выставки перенесли с 1953 года на август 1954-го. Хотя официальная борьба с культом личности еще не началась и в оформлении выставки оставалось множество портретов и статуй Сталина, от новых помпезных изображений, судя по всему, решили воздержаться. Подобные решения принимались на уровне высшего руководства КПСС, причем преимущественно устно.
«Конечно, эта картина привлекает внимание своими беспрецедентными размерами. Но она также важна с точки зрения исследования истории ВДНХ. Период начала 1950-х годов довольно плохо изучен, существует много „белых пятен“, таких как картина Герасимова», — комментирует Павел Нефедов.