18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Погонные мэтры

№28
Материал из газеты

Что делать с бригадным шедевром? Обнаруженную в Центральном павильоне ВДНХ картину Александра Герасимова укрепили, но реставрировать не спешат, планируя исследование, на основе которого будет разработана методика ее восстановления

В ходе подготовки к 75-летию ВДНХ в полуподвальном помещении павильона № 1 «Центрального» была обнаружена самая масштабная из известных картин советского академика Александра Герасимова. Как свидетельствуют подписи на обороте, Герасимов писал ее не один, а с большим коллективом коллег, что в сталинскую эпоху было обычным делом. По словам куратора юбилейной экспозиции в Центральном павильоне, автора путеводителя по ВДНХ Павла Нефедова, полотно нашли рабочие, расчищавшие помещение. Оно было свернуто и подвешено к потолку на крюках. На место находки были вызваны специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Как рассказала нашему изданию заведующая отделом реставрации произведений станковой масляной живописи Мария Чуракова, сотрудники ГосНИИРа провели работы по укреплению живописи на участке, который начали разматывать рабочие. По ее словам, картина была профессионально убрана: снята с подрамника и намотана на вал.

«Сколько лет хранилась картина, сказать очень сложно: она находилась в подвальных помещениях. Конечно, есть разрушения: расслаивание красочного слоя, небольшие подмочки, очень сильное пылевое загрязнение — это только то, что мы видели», — говорит заведующая. Досконально исследовать полотно специали-стам ГосНИИРа не удалось. По предположению Чураковой, должен быть объявлен конкурс сначала на проведение исследования, на основе которого будет разработана методика реставрации, и только потом начнутся сами работы. В августе картину перенесли в левый боковой зал павильона и впервые развернули. Сейчас она стала частью юбилейной экспозиции. На полотне впечатляющего размера (6,75×11 м) изображено заседание II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, который проходил 11—17 февраля 1935 года. Съезд состоялся в зале заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлевском дворце. Тема картины была выбрана не случайно. Именно на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников было принято решение об организации сельскохозяйственной выставки в Москве (которая в 1959 году была переименована в ВДНХ). Это косвенно указывает на то, что картина создавалась именно для Центрального павильона. Возможно, ее предполагалось разместить на боковой стене зала № 3, где она сейчас и находится. Больше в павильоне просто нет подходящих площадей.

По мнению Нефедова, картина, хоть и была завершена в 1953 году, никогда не выставлялась. Она не упоминается ни в одном путеводителе 1950-х годов, хотя там перечислялись все гораздо более мелкие работы. Вопрос требует дальнейшего изучения.

Пока нет достоверных свидетельств, почему было принято решение не экспонировать картину. Вероятно, влияние оказала смерть Сталина, из-за чего открытие выставки перенесли с 1953 года на август 1954-го. Хотя официальная борьба с культом личности еще не началась и в оформлении выставки оставалось множество портретов и статуй Сталина, от новых помпезных изображений, судя по всему, решили воздержаться. Подобные решения принимались на уровне высшего руководства КПСС, причем преимущественно устно.

«Конечно, эта картина привлекает внимание своими беспрецедентными размерами. Но она также важна с точки зрения исследования истории ВДНХ. Период начала 1950-х годов довольно плохо изучен, существует много „белых пятен“, таких как картина Герасимова», — комментирует Павел Нефедов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+